Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Архив сайта
Ноябрь 2017 (2)
Август 2017 (4)
Июль 2017 (2)
Июнь 2017 (6)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)

Левитанский Юрий Давыдович - поэт



Левитанский Юрий Давыдович - русский поэт, переводчик.

Левитанский Юрий Давыдович родился 22 января 1922 года на Украине, в городе Козелец (Черниговская область). Первые годы жизни прошли в Киеве, потом Левитанские переехали в Сталино (Донецк).

К школьным годам относятся первые пробы пера и публикации в донбасских газетах.

После окончания десятилетки в 1939 Левитанский Юрий Давыдович отправляется в Москву и становится студентом ИФЛИ (Институт филологии, литературы и истории), одного из лучших учебных заведений страны. Одновременно с ним на разных курсах учились Д.Самойлов, П.Коган, М.Кульчицкий, Л.Озеров, С.Наровчатов и др.

Как студент, перешедший на 3 курс, Левитанский Юрий Давыдович пользовался освобождением от военной службы, однако уже 22 июня 1941 вместе с другими студентами он записывается в армию добровольцем. После того, как в конце июня был сдан последний экзамен, уходит на фронт. Некоторое время был пулеметчиком. Участвовал в обороне Москвы, а впереди, по его словам, были `Северо-Западный, Степной и 2-й Украинский фронты, битва на Орловско-Курской дуге, взятие Харькова, форсирование Днепра, а потом и Днестра, и Прута`. Великую отечественную войну Левитанский Юрий Давыдович закончил в Чехословакии, пройдя путь от рядового до лейтенанта (среди военных специальностей - пулеметчик, командир подразделения, корреспондент фронтовой газеты).

Летом 1945 часть, в которой служил Левитанский Юрий Давыдович, перебросили в Монголию: `:мне еще предстояла та небольшая, та негромкая война с японцами, с Квантунской их армией в Маньчжурии, форсирование хребтов Большого Хингана`.

В том же году Левитанский Юрий Давыдович переводится в Иркутск, куда он перевез своих родителей. Там, вплоть до лета 1947, когда наконец он добился приказа о демобилизации, служит в газете Восточно-Сибирского военного округа, затем работает заведующим литературной частью иркутского Театра музыкальной комедии.

В первые послевоенные годы Левитанский Юрий Давыдович делается заметной фигурой в местной литературной среде (начиная с 1943 он публикуется в таких журналах, как `Знамя`, `Советский воин`, `Сибирские огни`, `Огонек`). Подвергается проработке в связи с развернувшейся в стране кампанией по борьбе с космополитизмом. По его собственному признанию, помог выйти из создавшегося положения прозаик Г.М.Марков, начинавший тогда свой путь литературного функционера.

Тогда же, один за другим, в сибирских, а также в московском издательстве публикуются несколько поэтических сборников Левитанского Юрия Давыдовича , благосклонно принятые критикой (в Иркутске даже была опубликована монография о нем).

В 1955 Левитанский Юрий Давыдович поступает на Высшие литературные курсы при Союзе советских писателей, которые окончил в 1957. В конце 50-х Левитанский перебрался в Москву, и изменился его поэтический мир.

Интонация стиха сделалась теплее, доверительнее, в центр внимания автора все чаще стали попадать `мелочи жизни`, детали (недаром Левитанский Юрий Давыдович называл своим учителем А.П.Чехова). Если в сборнике "Стороны света" (1959) эти тенденции лишь намечались, то в сборнике "Земное небо" (1963) изменение стиля стало очевидным. Художественные приемы, отсылающие к опыту кинематографа, в полной мере использованные в следующей книге, найдены уже здесь. Некоторые стихотворения Левитанского Юрия Давыдовича можно было бы, вероятно, сопоставить с произведениями советской мультипликации, созданными в тот же период. Например, схожи креативные элементы стихотворения "Мучительно хочется рисовать:"и мультфильма режиссеров З. и В.Брумберг "Человечка нарисовал я" (1961).

Отсюда лишь шаг до поэтики сборника "Кинематограф" (1970). В нем кино - искусство, становление которого целиком пришлось на 20 в., и которое, в определенном смысле, служит символом этого столетия, выступает также в качестве метафоры жизни отдельного человека. Заявленная в названии и развернутая во `Вступлении в книгу` метафора постепенно усложняется, обрастает подробностями. Предлагая `способ съемки` (в стихотворениях, рассказывающих о том, как показать то или иное время года), предлагая `фрагменты сценария` (подзаголовок некоторых стихов), подбирая `типаж` (портреты `иронического человека`, `квадратного человека`, `старой женщины с авоськой`), автор детализирует исходный образ, который постепенно разрастается до размеров мироздания.

Кроме того, сравнение жизни с кино неявно перекликается со знаменитым шекспировским сравнении мира с театром, а людей с актерами. У нового искусства не только собственные законы, оно обладает своеобразным бессмертием, фильмы живут и тогда, когда актеров давно нет на свете, между тем как спектакль `умирает` сразу вслед за падением занавеса.

Сборники "День такой-то" (1976) и "Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом" (1981) демонстрируют высокое поэтическое мастерство, развивают и варьируют основные темы поэзии Левитанского Юрия Давыдовича. Кажется, период поисков закончился и начался период утверждения найденного.

Поздние сборники - это именно книги стихов, где отдельное стихотворение занимает подчиненную позицию по отношению к целому, утрачивает самостоятельность, делаясь композиционной единицей. Тут и предельно простые, иногда тавтологические рифмы (что сразу было отмечено пародистами), и музыкальные аналогии (`лейтмотивы`, проходящие сквозь разные произведения). Упоминание о музыке не случайно, украинский поэт и ученый М.Бажан сравнивал отдельные стихотворения Ю.Левитанского с фугами, а сам Левитанский Юрий Давыдович говорил в интервью, что книга `Кинематограф` построена по принципу сонатного построения (аллегро, анданте, скерцо, аллегро).

Меняется отношение к тому или иному явлению, но неизменна интонация, по которой легко узнать автора. Современность постепенно отходит на второй план. Если прежде Левитанский Юрий Давыдович, подобно его коллегам, с радостью приветствовал технический прогресс (например, писал стихи об искусственном спутнике), теперь он приходит к мысли, что технический прогресс агрессивен, вытесняет сказку, фантазию, чудеса: Что-то случилось, нас все покидают. // Старые дружбы, как листья, опали. // :Что-то тарелки давно не летают. // Снежные люди куда-то пропали. И грустный вывод: Крыльев не слышно уже за спиною. // Робот храпит у меня за стеною.

Последняя прижизненная книга "Белые стихи" (1991) была отмечена Государственной премией России за 1995. Ю.Левитанский, принимая позднее признание, тем не менее, не преувеличивает собственную значимость. Так в стихотворении, посвященном великим русским поэтам, в двадцать лет `провидцам`, а в тридцать `пророкам`, он говорит: Мы все их старше год от года, час от часа, // живем, на том себя с неловкостью ловя, // что нам те гении российского Парнаса // уже по возрасту годятся в сыновья. И все же, :нету судей у нас выше, чем они.

Но как бы ни оценивал свои произведения сам поэт, они всегда хорошо принимались читателями и слушателями. Стихи Юрия Давыдовича Левитанскогоиздавались за рубежом, на них написано несколько песен ("Диалог у новогодней елки" и "Сон об уходящем поезде" С.Никитина, "Ну, что с того, что я там был:" В.Берковского).

Особое место в творчестве Юрия Давыдовича Левитанского занимали поэтические переводы. Работая в этой области с середины 50-х, он старался среди стихов армянских, прибалтийских, молдавских поэтов отыскать такие, где понимание мира созвучно его собственному. Переводы произведений поэтов восточной Европы составили антологию "От Мая до Мая" (1975).

Стихотворные пародии, сочинявшиеся для близких друзей также с середины 50-х и впоследствии вошедшие в книгу "Сюжет с вариантами" (1978), настолько виртуозны, что автор по праву считается классиком этого жанра.

Последние годы жизни Юрия Давыдовича Левитанского отмечены относительным благополучием. Он вел поэтический семинар в Литературном институте имени А.М.Горького, давал многочисленные интервью, стихи его регулярно печатались в периодике. Он посетил Израиль, подготовил несколько публикаций для альманаха "Перекресток-Цомет", собирался писать воспоминания.

Тем не менее, Левитанский Юрий Давыдович считал нужным высказываться и по вопросам политики (так, в свое время, он одним из первых подписал письмо в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского). Не раз заявлял, что необходимо остановить войну в Чечне. На `круглом столе` московской интеллигенции, проходившем в мэрии, он вновь вернулся к этой проблеме. Выступление его было столь эмоциональным, что сердце не выдержало.

В 1995г. Юрий Давыдович был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Левитанский Юрий Давыдович скоропостижно скончался 25 января 1996 в Москве.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 1199 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.