Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Архив сайта
Ноябрь 2017 (2)
Август 2017 (4)
Июль 2017 (2)
Июнь 2017 (6)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)

Спицын Владимир Кузьмич - последний заметный советский мэр Донецка



Спицын Владимир Кузьмич - советский партийный деятель, председатель исполкома городского Совета Донецка, почетный гражданин Донецка

Родился Спицын Владимир Кузьмич в Балаклее, что на Харьковщине. Места, давшие стране первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Шелеста и выдающегося организатора угольной промышленности Александра Засядько.

Окончив школу, Спицын Владимир Кузьмич поступил в Харьковский горный институт на факультет промышленного и гражданского строительства. Так определилась его жизненная стезя — строитель.

Строителем Спицын Владимир Кузьмич оставался в душе всегда. То еще призвание — человек, привыкший строить, возводить, созидать, с трудом расстается с этим «наркотиком». Впрочем, в начале карьеры Владимира КузьмичаСпицына его жизнь могла развернуться на 360 градусов. Попав по распределению в Жданов (нынешний Мариуполь), молодой инженер так быстро проявил себя на объектах «Азовстали», что на него положил глаз комсомол — эта нынче порядком подзабытая молодежная организация умела рекрутировать себе работников из самых талантливых и работоспособных специалистов народного хозяйства. Некоторое время Владимир Спицын отдал Орджоникидзевскому райкому ЛКСМУ. Но судьба уже знала, куда его определить, — по семейным обстоятельствам вчерашний «азовсталец» и комсомольский вожак переезжает в Донецк. Здесь ему предстояло с головой уйти в строительство. А оно шло в Донецке тогда бешеными темпами. На дворе стоял август 1964 года.

Многолетний соратник и верный друг Владимира Кузьмича, известный донецкий строитель Владимир Федорович Каширин вспоминает: «Это были годы, когда Донецк очень быстро застраивался, возводились промышленные предприятия, строились школы, детсады, поликлиники, магазины... Но главное — в самые короткие сроки сдавалось в эксплуатацию жилье. Достаточно сказать, что четырехэтажный дом из двух подъездов строили за месяц (этаж за неделю!). Многие дончане именно в эти годы смогли наконец покинуть бараки, подвалы и полуподвалы и оценить комфорт благоустроенных квартир».

Инженера Владимира КузьмичаСпицына заметили. В 1972 году Владимир Кузьмич получает должность начальника строительного управления № 4 (СУ-4) родного треста.

Что такое начальник стройуправления в советские времена? Главный по всему, как тогда любили говорить. На плечах постоянный груз плановых заданий, десятки объектов, сотни рабочих. А если добавить сюда пресловутую финансовую дисциплину, вязавшую хозяйственника по рукам и ногам, погоду, которая то друг, то враг строителя, ненормированный рабочий день, то можно представить, какие физические кондиции, какое мощное психическое здоровье надо было иметь, чтобы занимать эту должность.

Впрочем, для Владимира КузьмичаСпицына это не было проблемой. Он, как и всякий трудоголик, жил работой.

Начальник СУ-4 обладал Владимир КузьмичСпицын недюжинными способностями и неординарным подходом к делу. Мог, например, запросто заявиться на ночной объект, посмотреть, как работает третья смена. Авторитет в коллективе он имел огромный и беспрекословный. Зиждился он на нескольких китах. Владимир Кузьмич был требователен и к себе, и к подчиненным, только к себе — несколько больше. Знал всех сотрудников стройуправления по именам. Никогда ни при каких обстоятельствах не забывал поощрить отличившихся, подбодрить отстающего. Ни при каких обстоятельствах не унижал сотрудников нападками и уж тем более свойственными некоторым руководителям производственными истериками. ВладимируСпицыну от природы было дано умение говорить спокойно, взвешенно, веско, доходчиво. А еще он умел создать в коллективе так называемый «корпоративный дух».

Стоит ли удивляться, что строитель Спицын Владимир Кузьмич в 1974 году был назначен председателем Киевского райисполкома Донецка. Так начался новый этап в его жизни.

Созданный всего за семь лет до этого, Киевский район являлся крупнейшей административной единицей областного центра. Одних предприятий сколько: шахты им. Засядько, им. Ф. Кона, «Бутовка-Донецкая», один из лидеров отечественной «оборонки» - завод «Точмаш», а кроме того, Донецкий завод горноспасательной аппаратуры, Ветковский машиностроительный завод и десятки предприятий поменьше. Здесь же — крупнейшие транспортные узлы — станция и железнодорожный вокзал «Донецк», автовокзал «Северный», аэропорт «Донецк». И это только основное.

Начальник Строительного управления Спицын Владимир Кузьмич дает каменщикам мастер-класс

Тут уместным будет небольшое отступление. Донецку в целом всегда везло на градоначальников. Город, основное развитие и становление которого как индустриального гиганта и регионального центра пришлось на советскую эпоху, десятилетиями рос и прихорашивался, мучительно сбрасывая с себя лохмотья грязной и задымленной Юзовки. Естественно, что во главе его почти всегда стояли профессионалы-строители. В Донецке всегда ощущалась преемственность в органах власти. Обычные в иных местах интриги между партийными выдвиженцами и хозяйственниками в нашем городе таким образом сводились на нет.

Спицын Владимир Кузьмич не раз говорил, что ему повезло: председателем Киевского райисполкома он стал в то время, когда город возглавлял Василий Петрович Миронов. Но получилось так, что выборы и назначение Спицына Владимира Кузьмича на новую должность прошли в отсутствие Миронова. Он появился только через две недели.Спицын сразу к нему. Вот как он вспоминал об этом сам.

«Назвал себя. Миронов в ответ: - Я знаю, мне звонили. Хорошо, иди работай. - Хотелось бы получить напутствие, рекомендации... - Не вовремя пришел, Кузьмич. Сегодня у меня прием граждан, сам понимаешь, что это такое. Ты ознакомься с некоторыми особенностями служб города и тогда встретимся. - Василий Петрович, — настаивал Спицын Владимир Кузьмич, — для начала позвольте мне поприсутствовать у вас на приеме, поучиться, так сказать...»

Надо ли говорить, что новый глава Киевского района пришелся по душе Миронову.

Три года отдал Владимир Кузьмич этой работе. Потом еще полтора — должности первого секретаря Киевского райкома партии. За эти четыре с половиной спицынских года Киевский район получил сотни тысяч квадратных метров нового и отремонтированного жилья, новую детскую больницу, в строительство которой Владимир Кузьмич вовлек все крупные предприятия района, десятки километров теплотрасс, дороги, скверы.

Но главное дело было еще впереди.

В один прекрасный день 1978 года Миронов, ставший уже первым секретарем горкома партии, пригласил к себе Спицына Владимира Кузьмича и заявил ему:

- Хватит тебе отдыхать. Молодой еще. Надо пахать. Будем рекомендовать тебя председателем Донецкого горисполкома.

«Первое, что я ответил, — вспоминал впоследствии Владимир Спицын, — что мне такая ноша не по плечу. Я только сумел разобраться в тонкостях, особенностях, проблемах района...

Миронов ответил:

- Понимаю тебя. Старайся познать главное, делай то, что мы начали, но до сих пор не выполнили.

И добавил:

- Две недели тебя не трогаю. Возьми опытных товарищей и ознакомься с Донецком. Потом, когда окунешься в работу, такой возможности не будет».

И пошли будни градоначальника Спицына Владимира Кузьмича.

Как строитель он понимал, что самая большая проблема города — жилье: его остро не хватало, а очереди большие. Нужны были нестандартные решения. Спицын Владимир Кузьмич понимал, что те, которые предлагались Донецку Госстроем и Министерством строительства УССР, устарели. Но как добиться нового в условиях плановой экономики, когда все расписано на годы вперед? Решать проблему пришлось непосредственно с председателем Госстроя УССР Геннадием Злобиным, нагрянувшим в столицу Донбасса с проверкой.


О многих делах Спицына Владимира Кузьмича можно рассказать. Строительство второй очереди «Белого лебедя», который в то время был единственным торговым центром в современном понимании. Прокладка первой в областном центре объездной дороги. Реконструкция Крытого рынка. Управляющий донецким филиалом «Эксимбанка» Евгений Кривенко, работавший в те годы первым секретарем Ворошиловского райкома партии, обращает внимание еще на один нюанс:

- Не забывайте, что появление лозунга «Донецк — город миллиона роз» тоже связано с деятельностью Владимира Кузьмича. Его усилиями была укреплена материальная база городского Зеленстроя и создан совхоз «Троянда».

Шли годы, Донецк стал задыхаться в транспортных пробках. Как решать проблему? Расширять дороги? Нереально, придется сносить много жилья. Выход для миллионного города был один — строительство метрополитена. На беду Донецка, в одно время с ним «миллионниками», претендовавшими на прокладку метрополитена, стали сразу несколько городов Союза. Вопрос о строительстве подземки в том или ином городе решал лично генеральный секретарь ЦК КПСС или глава Совета министров СССР. На обращение дончан из Москвы последовало железобетонное - «Нет денег в стране. Метро у вас не будет!»

Но Донецк не был бы Донецком, если бы сдался. Разрешение все же пробили, хотя нигде в мире не было опыта строительства метро на подработанных горными выработками территориях. Город пустил в ход «тяжелую артиллерию» - авторитетнейших горняков — директора шахта им. Засядько Ефима Звягильского и начальника комбината «Донецкшахтострой» Николая Бурего.

Эксперты говорили: «Нужно обучить людей, создать проходческую технику, индустрию, специально производящую материалы для строительства метро, организовать производство тюбингов, нужен и проходческий комплекс».

Спицын Владимир Кузьмич так описывал в свое время эту ситуацию: «Начальник комбината тут же сказал: «Я завтра готов полторы тысячи проходчиков отправить на строительство метро». А относительно проходческого комплекса, который изготавливался на Ясиноватском машиностроительном заводе, мы заявили, что мобилизуем школьников, они соберут металлолом, завод выплавит металл, мы отдадим его на машиностроительный завод, и он фактически бесплатно, за наши средства сделает этот проходческий комплекс. Относительно тюбингов мы «пробили» три города: Днепропетровск, Харьков, Челябинск. Выстраивалась такая цепочка — от нас чугун, Днепропетровск готовит тюбинги, Харьков делает их механическую обработку вместе с Челябинском, причем на все четыре города сразу. Этим планом мы убедили всю комиссию и получили разрешение на строительство метро. К сожалению, началась перестройка — кончились деньги».

Закончилось и время Владимира Спицына на посту донецкого градоначальника...


Спицына Владимира Кузьмича уже более шести лет нет в живых. Но город о нем не забыл. Донецкий горсовет в прошлом году установил на своем здании памятную доску в честь бывшего руководителя города, его имя увековечено и в названии одной из улиц областного центра. Сотни тысяч дончан и не подозревают, что они все еще пользуются плодами деятельности донецкого градоначальника Спицына.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 964 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.