Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Архив сайта
Ноябрь 2017 (2)
Август 2017 (4)
Июль 2017 (2)
Июнь 2017 (6)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)

Мюльберг Калио Эвальдович - советский и украинский кларнетист



Мюльберг Калио Эвальдович - советский и украинский кларнетист и педагог, заведующий кафедрой духовых инструментов Одесской государственной Академии музыки им. А. В. Неждановой, профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины.

Мюльберг Калио Эвальдович родился 8 января 1928 г. в г. Мариуполь, в семье артистов цирка. Его отцом был известный акробат Эвальд Мюльберг, который первым в СССР стал работать на батуте (1928).

В 1948 году Калио ЭвальдовичМюльберг окончил Одесское музыкальное училище (класс П. В. Дроздова).

В 1953 году Калио ЭвальдовичМюльберг окончил Одесскую консерваторию (класс В. П. Базилевич).

В 1957 году Калио ЭвальдовичМюльберг одержал победу на Всесоюзном конкурсе исполнителей и завоевал третье место на конкурсе в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

C 1948 по 1964 Калио ЭвальдовичМюльберг - солист оркестра Одесского оперного театра.

Как случилось, что сын цирковых артистов (отец Калио был известным в СССР до второй мировой войны акробатом), которому, казалось, сама судьба подсказывала стать продолжателем семейной традиции, вдруг увлекся музыкой? Решающую роль, судя по воспоминаниям Калио ЭвальдовичаМюльберга , сыграл именно… цирк. Когда мальчику было всего 8 лет, он на манеже в Москве увидел выступление двух негров, музыкантов-чечеточников: один играл на банджо, второй – на саксофоне. Калио настолько потряс этот эстрадный номер, что он попросил родителей помочь ему научиться играть на саксофоне. Спустя несколько лет знакомый музыкант посоветовал Мюльбергу-отцу: "Отлично освоить саксофон можно лишь, овладев сначала в совершенстве игрой на кларнете". Так 12-летний сын акробата взял в руки инструмент, который и определил, по сути, его судьбу.

Это было незадолго до начала войны. Первые ее годы семья Мюльбергов жила в Барнауле. Потом в Свердловске, а после освобождения Украины от немецких оккупантов – в Одессе. И всюду КалиоМюльберг играл на саксофоне и кларнете в оркестрах и небольших ансамблях – в кинотеатрах, в цирке, в парках летом, даже на свадьбах. Как говорил он сам, "на практике постигал музыкальную науку". Но вскоре Мюльберг понял, что без образования успеха в своем деле ему не добиться. И вот, продолжая работать в оркестре Одесского цирка, КалиоМюльберг поступил в местное музыкальное училище, а в 1948 году – в консерваторию. На вступительном экзамене КалиоМюльберг настолько вдохновенно и с мастерством исполнил первый концерт К.М. Вебера, что вызвал у председателя приемной комиссии, известного композитора К.Ф.Данькевича, который был в те годы ректором консерватории, огромное одобрение. Он прозорливо предсказал тогда большое творческое будущее КалиоМюльберга-кларнетиста. И не ошибся!

На первом курсе в консерватории КалиоМюльберг, как и в музучилище, занимался в классе П.В.Дроздова, вместе они играли в Одесском симфоническом оркестре, куда Мюльберга пригласили после приемных экзаменов. Многое молодой кларнетист почерпнул у своего педагога, у которого настойчивость в достижении поставленной цели и постоянный поиск нового были ведущими принципами в обучении. Значительную часть творческих приемов Дроздова его ученик стал спустя годы применять и в своей педагогической работе. "Например, я всегда с удовольствием слушал звук кларнета Павла Васильевича, наполненный густотой тембра, компактный, с металлическим блеском, - вспоминал Калио Мюльберг. – Однажды в классе музучилища Дроздов в моем присутствии разыгрывался перед концертом. Невольно стал сравнивать свой звук кларнета с его исполнением, мечтая добиться такого же, как у моего педагога, мастерства. И вдруг обратил внимание на выдох Дроздова. Заметил, что он очень цепко удерживает инструмент, а дыхательный аппарат работает с большой активностью. А Павел Васильевич тут же подсказал мне, как "схватить" его манеру исполнительского выдоха. Вскоре, последовав советам педагога, почувствовал: звук у меня стал гуще, плотнее, выразительнее, а сам кларнет - как бы более управляем". Запомнился Мюльбергу и такой постулат Дроздова, которому он следовал всю свою творческую жизнь: "Перед выступлением в концерте музыкант должен в классе, на репетиции, играть на 110%, так как на сцене, оставшись один на один со слушателями, он обязательно потеряет от волнения 10%, тогда останутся необходимые 100% качества".
Вскоре учитель и ученик расстались: Дроздов переехал в Киев, а КалиоМюльберг, студент второго курса, перешел в класс доцента Веры Петровны Базилевич. И с этим педагогом Калио повезло. Базилевич была удивительно глубоким, тонким и разносторонним музыкантом. Она окончила Одесское музучилище по кларнету и по фортепиано, консерваторию – как музыковед, дирижированию обучалась у профессора А.И.Климова. В оперном театре играла на органе и клавесине, в училище вела класс симфонического оркестра, для музыкантов Одесского военного округа регулярно проводила курсы дирижирования духовым оркестром. В консерватории у нее обучались кларнетисты, баянисты и валторнисты. В.П.Базилевич обладала удивительным педагогическим даром: умела находить ключ к каждому студенту, к его индивидуальным способностям. Как губка, впитал КалиоМюльберг основной принцип своего учителя: дать в руки ученику метод, с помощью которого он сможет познать собственные способности и возможности, поймет, что надо делать, чтобы добиться высочайшей результативности в игре на инструменте.

В.П.Базилевич не только помогла КалиоМюльбергу в стремительном росте исполнительского мастерства, что незамедлительно сказалось на его творческой карьере (Мюльберга пригласили на должность солиста симфонического оркестра Одесского театра оперы и балета). Она заметила в своем воспитаннике незаурядный педагогический дар. По ее рекомендации руководство консерватории предложило студенту 5-го курса преподавательскую работу. Так, с 1952 года в жизнь Калио Эвальдовича прочно вошли четыре важных дела: концертная деятельность, работа в театре, воспитание молодой смены кларнетистов в консерватории и научные исследования.

Особую популярность и в СССР, и за рубежом КалиоМюльберг-кларнетист завоевал, после того как стал лауреатом музыкального конкурса, который проводился в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Чтобы попасть туда, КалиоМюльбергу пришлось пройти серию отборочных конкурсов. И он блестяще справился с поставленной задачей: на Республиканском в Киеве удостоился второй премии (первая не была присуждена никому), на Всесоюзном стал победителем. Интересно, что первую премию и золотую медаль ему вручал выпускник Одесской консерватории выдающийся скрипач Д.Ойстрах. Эти успехи привлекли внимание к молодому исполнителю. Как из рога изобилия, посыпались приглашения на гастроли. КалиоМюльберг объездил с концертами практически всю Украину, не раз и не два выступал в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Челябинске, других городах СССР, восторженно встречали его слушатели в Финляндии, Италии, Португалии, Германии, Болгарии и в других странах.

В чем заключался секрет мастерства этого музыканта, собиравшего на своих концертах переполненные изощренными ценителями прекрасного залы? Вот что писал один из известнейших специалистов профессор Ю.Усов:

«Кларнет Мюльберга всегда звучит глубоко, насыщенно, выразительно будь то произведение классического наследия, эры романтизма или современных авторов. Вышедшая в 1983 г. грампластинка фирмы "Мелодия" "Калио Мюльберг" еще убедительнее подтвердила существующее высокое мнение о талантливом музыканте. Записанные на ней сонаты Ф.Пуленка и П.Подковырова, сонатина Б.Мартину, каприччио Г. Глазачева отмечены замечательным художественным вкусом, великолепным чувством стиля. О КалиоМюльберге можно сказать, что, унаследовав богатые традиции кларнетного исполнительства, он привнес в него какое-то собственное отошение, его трактовка наделена чертами индивидуального понимания музыки и роли в ней инструмента".

И еще одна важная деталь творческого почерка Калио Эвальдовича: в концертной деятельности всегда стремился идти непроторенными путями. КалиоМюльберг оказался первым исполнителем в бывшем СССР произведений для кларнета с оркестром Р.Кубина, А.Копленда, Г.Глазачева и других авторов. Настоящим новаторством в музыкальной жизни стало появление на сцене концертного дуэта кларнета и фортепиано.

С 1965 года, КалиоМюльберг начал плодотворно сотрудничать с талантливой пианисткой М.Глазуновой. Интерес к этому камерному дуэту рос от гастролей к гастролям. В немалой степени способствовало тому стремление музыкантов к новому: они тщательно готовили программы из разнохарактерных произведений В.А. Моцарта, Д. Бортнянского, Н.Ракова, С. Танеева, Ф.Пуленка, Л. Бернстайна, Г.Глазачева.

Новизной отличалась и другая сторона исполнительской деятельности КалиоМюльберга. Многие композиторы писали раньше и пишут сейчас музыку для кларнета. И все же интересных произведений было явно недостаточно. Потому Калио Эвальдович, думая о расширении репертуара, начал поиск сочинений, которые можно было бы переложить под "свой" инструмент.
Однажды по телевидению выступал композитор Р.Щедрин. Он сыграл свою новую фортепианную пьесу "Бассо-остинато". Спустя годы КалиоМюльберг вспоминал: "В какой-то миг я представил, что эта пьеса может очень интересно прозвучать на кларнете.… Сначала решил поднять тональность, чтобы можно было использовать низкий звук "ми", придумал в середине противосложение в нисходящем, а к конце в восходящем движении. Так постепенно новое произведение для кларнета начало формироваться…". Завершив задуманную работу, КалиоМюльберг отправил ноты автору, чтобы заручиться его согласием на подобную интерпретацию сочинения. И Р.Щедрин быстро прислал ответ: одобрил переложение и внес некоторые существенные предложения по басу. Пьеса получилась очень интересная и Калио Эвальдович потом всегда с удовольствием исполнял ее на концертах…

Удалось КалиоМюльбергу установить творческое содружество и с одесскими композиторами Г.Глазачевым, А.Красотовым, Я. Фрейдлиным, Г.Успенским, И.Ассеевым, П.Захаровым, Т.Рябчиковой, А.Станко, Н.Генари. Некоторые из них (например, А. Красотов, Я. Фрейдлин) предложили дуэту законченные сочинения. С другими авторами КалиоМюльбергу и М.Глазуновой приходилось в разной степени участвовать в поисках окончательно редакции их произведений. Не забыт был и опыт работы с пьесой Р.Щедрина. Спустя годы, Калио Эвальдович стал известным не только в Украине, бывшем СССР, но и во многих странах мира автором переложений для кларнета и для ансамблей деревяных духовых инструментов сочинений композиторов – ноты этих его произведений до сих пор постоянно переиздают за рубежом.

Трудно даже представить себе, какие нравственные, эмоциональные и просто физические нагрузки выпадали на долю КалиоМюльберга. Ежедневная многочасовая работа с инструментом. Репетиции и выступления в театре… Концертная деятельность в составе дуэта… Встречи с композиторами и буквально "прощупывание" каждой ноты их новых сочинений для кларнета… Авторское творчество: созданных им лично переложений становилось все больше и больше.… Теперь добавьте ко всему этому занятия со студентами в качестве преподавателя консерватории, административную деятельность: КалиоМюльберг с 1965 по 1979 и с 1985 года по настоящее время – заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов.

С 1967 г.Калио ЭвальдовичМюльберг – декан оркестрового факультета.

С 1979 (когда он стал профессором) до 1995 г. Калио ЭвальдовичМюльберг – проректор Одесской музыкальной академии по научной работе.

Наукой, как утверждал сам Калио Эвальдович, он занялся… вынужденно. С первых же дней преподавательской работы Калио ЭвальдовичМюльберг вдруг обнаружил огромные методические пробелы в подготовке кларнетистов: отсутствовала необходимая литература, в обучении студентов использовалось пособие С.Розанова "Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах", изданное еще в… 1935 году. Школа для кларнета этого автора, в соответствии с которой было воспитано несколько поколений музыкантов, не содержала целого ряда важных сторон начальной подготовки кларнетистов. Потому-то на практике не только у новичков, но и у выпускников музыкальных учебных заведений часто наблюдались серьезные ошибки при удержании кларнета, постановке губ, языка, дыхания и других компонентов техники. КалиоМюльберг - после десяти лет занятий со студентами, размышлений, наблюдений – решил попытаться восполнить эти методические пробелы, И взялся за написание пособия "Теоретические основы обучения игре на кларнете".
В 1975 году эта первая научная работа КалиоМюльберг была издана в Киеве. Она стала фактически первой не только в Украине, но и в СССР книгой одного автора (в сборниках иногда появлялись статьи по отдельным проблемам обучения) в области кларнетной методики. А потом на основе материалов научных экспериментов, обобщенных в этом своем пособии, КалиоМюльберг подготовил и блестяще защитил диссертацию "Исследование некоторых компонентов техники кларнетиста", что заслуженно принесло ему ученое звание кандидата искусствоведения.

Какие бы административные должности ни занимал Калио Эвальдович в музыкальной академии, какие бы огромные нагрузки ни выпадали на его долю в других сферах творческой деятельности, Мюльберг продолжал выкраивать время для занятия наукой. В солидном перечне его публикаций учебные пособия "Организация обучения игре на кларнете" и "Практика музыканта самодеятельного духового оркестра". Исследования, потребовавшие от него настоящего поиска в архивах, "Из истории исполнительства на духовых инструментах в Одессе (19 – начало 20 вв.)" – в соавторстве с Э.Дагилайской, "Исполнители на духовых инструментах в истории музыкальной культуры Одессы».

В 1995 году КалиоМюльберг опубликовал "Записки кларнетиста", работу, которая превратилась в настольную книгу для каждого кларнетиста, – в ней они находили ответы на многие животрепещущие вопросы, связанные с овладением исполнительским мастерством.

В 2002 году вышла из печати новая книга КалиоМюльберга "О мастерстве кларнетиста", в 2003-м - "Путь к совершенству игры на кларнете", в 2008-м - "Оркестровые трудности для кларнета и особенности их воплощения в творчестве П.И.Чайковского"…

В 1991 году Международный биографический центр в Кембридже включил Мюльберга Калио Эвальдовича в список музыкальных авторитетов — мировых лидеров художественного творчества.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 1105 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.