Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 
    Архив сайта
    Август 2017 (4)
    Июль 2017 (2)
    Июнь 2017 (6)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (3)
    Март 2017 (16)

    Рейзен Марк Осипович - оперный певец



    Рейзен Марк Осипович - выдающийся советский музыкант, оперный певец (бас). Солист Большого театра СССР. Кавалер двух солдатских Георгиевских крестов, народный артист СССР (1937), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1951).

    Марк Осипович Рейзен родился 3 июля (21 июня) 1895 года в еврейской семье в селе Зайцево Бахмутовского уезда Екатеринославской губернии (теперь в составе Горловки Донецкой области Украины). Его отец — Осип Матвеевич — занимался погрузкой угля на близлежащей станции Никитовка.

    Во время Первой мировой войны в 1914—1917 годах Марк Осипович Рейзен служил в Финляндском стрелковом полку, дважды ранен, награждён двумя Георгиевскими крестами IV степени.

    После второго ранения и демобилизации в июне 1917 года Марк Осипович Рейзен поступил в Харьковский технологический институт. В 1917-18 годах учился в Харьковской консерватории у Федерико Бугамелли.

    В 1921-25 годы Марк Осипович Рейзен — солист Харьковского оперного театра.

    В 1925-30гг. Марк Осипович Рейзен — солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского театра), в 1930-54гг. — солист Большого театра (выступал до 1985г.).

    С 1954 г. Марк Осипович Рейзен преподавал в Музыкальном педагогическом институте им.Гнесиных.

    В 1965—1970 гг. Марк Осипович Рейзен заведовал кафедрой сольного пения Московской консерватории.

    Марк Осипович Рейзен умер 25 ноября 1992 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

    Фильмография:
    1951 - Большой концерт (фильм-концерт)
    1953 - Алеко (фильм-опера)
    1959 - Хованщина (фильм-опера)

    Записи опер:
    1937 - Руслан и Людмила, дирижер Самуил Самосуд (Руслан)
    1946 - Хованщина, дирижер Борис Хайкин (Досифей)
    1947 - Садко, дирижер Василий Небольсин (Варяжский гость)
    1948 - Борис Годунов, дирижер Николай Голованов (Борис Годунов)
    1948 - Евгений Онегин, дирижер Александр Орлов (Гремин)
    1948 - Фауст, дирижер Василий Небольсин (Мефистофель)
    1951 - Моцарт и Сальери, дирижер Самуил Самосуд (Сальери)
    1953 - Садко, дирижер Николай Голованов (Варяжский гость)
    1953 - Севильский цирюльник, дирижер Самуил Самосуд (Дон Базилио)
    1954 - Хованщина, дирижер Василий Небольсин (Досифей)

    1955 - Князь Игорь, дирижер Александр Мелик-Пашаев (Хан Кончак)

    Из автобиографических записок:

    «Родился 21 июня (3 июля) 1895 года в селе Зайцево, вблизи железнодорожной станции Никитовка, расположенной на пути к Кавказу. Отец, Осип Матвеевич, ведал погрузкой угля на станции. Детей в семье было пятеро, четверо братьев и сестра. Отдельно, во флигеле жили родители отца, но заботилась о них мать. Деду к тому времени перевалило за сто лет, но был он еще очень энергичен и крепок. В доме музыку любили все. Рояля не было, но были мандолина, балалайка, гмтара, гармонь. На этих инструментах играли все дети, и часто по вечерам из членов семьи составлялся своеобразный музыкальный ансамбль.»

    Карьера Марка Рейзена началась на войне. В Первую мировую он был зачислен в Финляндский стрелковый полк. Марк Рейзен был дважды награжден и дважды ранен. Впрочем, с этого места начинаются неясности – о наградах Марк Осипович говорить не любил, держал их в шкафу и редко демонстрировал даже ордена Ленина, что уж говорить о боевых наградах Первой мировой. Говорят, Марк Рейзен был полным Георгиевским кавалером. Доподлинно известно, лишь то, что он получил за храбрость солдатского Георгия.
    Окопная жизнь свела Марка Рейзена с корнетом Емельяновым – общий язык они нашли на почве музыки. Вместе с Емельяновым они задумали собрать оркестр народных инструментов, и командир полка поддержал эту идею. Народные песни и песни солдатские пользовались большим успехом в перерывах между боями. Фронтовая музыкальная карьера закончилась после ранения в 1917 году. Из фронтового лазарета – в тыловой госпиталь, а там и вовсе началась «мирная» жизнь.
    Марк Осипович Рейзен поступил в Харьковский технологический институт – мысль о карьере певца вызывала смех, но… По настоянию друзей он все же попробовал свои силы в консерватории, и вот уже в 1928 году получил (но так и не принял) предложение выступить с концертами в Европе и Северной Америке. К этому времени опыт сценических выступлений у молодого баса уже накопился солидный: в 1921 году Марк Осипович Рейзен дебютирует в Харьковской опере партией Пимена в «Борисе Годунове», потом исполняет заглавную партию в опере «Демон», Орлика в «Мазепе» Чайковского. С 1925 по 1930 Марк Рейзен поет в Ленинградском театре оперы и балета. Из «больших» ролей ему удается спеть Бориса, Собакина, Руслана Досифея и Сальери в «Моцарте и Сальери».
    Вновь артиста приглашают выступить за границей, но на сей раз предложение он принимает. Европа знакомится с новым именем – бас Марк Рейзен. Его признают достойным хранителем и продолжателем традиций Шаляпина.
    В 1930 году Марк Осипович Рейзен стал солистом Большого театра. С переходом в Большой театр связана полулегендарная история. Первый раз на сцену Большого Марк Рейзен вышел в качестве приглашенного солиста. В зале сидел Сталин, который после выступления пригласил певца «на разговор» и предложил остаться в главном театре страны. Марк Осипович возражал – он не хотел оставлять семью и квартиру в Ленинграде. Аргументы был слабым – семья могла переехать вместе с ним. Так и получилось.
    Вспоминая совместную работу с Рейзеном, известная певица Большого театра Н.Д.Шпиллер пишет: «Галерея образов, созданных Рейзеном в течение его артистической жизни, обширна и разнохарактерна. Вот хитрый Базилио. Его партия подчинена виртуозному мастерству и нередко завершается вокальной "шалостью" в виде блестящего вставного соль в финале "Клеветы". Вот Мефистофель, зловещий красавец. В его куплетах артист восхищает разнообразием вокальных красок, исполнение серенады насыщено неповторимой красотой тембра, элегантностью фразировки. Монолитный Варяг. Благородный Гремин. Мятущийся, страждущий Борис Годунов. Много вдохновенного труда вложил артист в создание образа Сусанина... Могучий голос Рейзена обладал таким нежным piano, такой тонкой филировкой, что даже искушенный вокалист не всегда мог объяснить, в чем же секрет его пения, какими средствами достигает артист такого высокого мастерства. Многие другие роли, характеры раскрыты Рейзеном и донесены до слушателя средствами звучащей мысли. На вершине творчества вдохновенного артиста - Досифей, образ, поднимающий глубочайшие пласты человеческих чувств. По силе художественного воздействия это была самая яркая роль Рейзена. В ней раскрылись все особенности его дарования: сдержанный темперамент, глубокая интерпретация, благородство тембра, высочайшее вокальное мастерство».
    А вот что писал в своих воспоминаниях солист Большого театра Иван Петров, сравнивая Рейзена с еще одним замечательным певцом Большого театра Александром Пироговым: «Выдающийся артист и певец — Марк Осипович Рейзен — также был наделен всеми необходимыми вокальными и сценическими данными: гренадерской фигурой, красивой внешностью и могучим, бархатистого тембра басом, которым он мастерски владел. И хотя Пирогов и Рейзен обладали одним и тем же голосом — басом кантанте,— они были совершенно разными певцами. У Александра Степановича Пирогова звучание голоса носило более сильно выраженную русскую окраску. Его голос был очень сочным, плотным, ярким наверху. А у Марка Осиповича Рейзена голос мягкий, певучий, более подходящий для партий Мефистофеля, Дона Базилио, хотя он также прекрасно пел Руслана и Досифея.
    Роль Досифея в «Хованщине» Мусоргского была одним из лучших достижений артиста. Огромная мощь голоса, статная фигура, облаченная в черную рясу, медленная, уверенная поступь, властный жест — все это производило огромное впечатление. Вспомнить хотя бы его первое появление, когда Досифей, в разгаре спора Хованского с сыном и стрельцами, останавливает их: «Стой, бесноватые! Пошто беснуетесь?» Эта первая фраза звучала у певца словно могучий поток — властно, гневно.
    Роль князя Гремина, которую исполнял Марк Осипович, требует не только красивого, проникновенного пения, но и благородства, достоинства, и, как мы часто говорим, у исполнителя такой роли должна быть порода. Все это в полной мере было в созданном им образе. Удивительно, что в свои девяносто лет артист в спектакле Большого театра снова блестяще спел Гремина. На мой взгляд — это подвиг.
    Даже в маленькой роли Варяжского гостя Марк Осипович Рейзен был незабываем. Облаченный в меховой костюм Варяжский гость под раскаты оркестра спускался с корабля на площадь и величаво пел-рассказывал о своем мрачном грозном крае.
    Дона Базилио Рейзен исполнял в гротесковом плане, как и многие другие артисты, но делал это своеобразно, интересно. Запоминались его высоченная, кажущаяся беспредельной фигура, вкрадчивые плавные движения, хитрый плутоватый взгляд.
    Яркие воспоминания оставила роль Фарлафа в «Руслане и Людмиле». Премьера этой оперы состоялась в Большом театре в 1948 году, и замечательный певец вновь поразил зрителей своим вокальным и актерским мастерством.
    С веселым блеском сыграл он роль трусливого горе-рыцаря и самоуверенного хвастуна, с покоряющим комизмом спев его труднейшее рондо.
    Верхние ноты на пиано Марк Осипович Рейзен брал завораживающе мягко, они звучали как на большом смычке виолончели. У зрителей дух захватывало.

    Как-то у него спросили:
    - Марк Осипович, как же это у вас получается?
    А он, лукаво улыбнувшись, ответил:
    - Работайте! Это достигается каждодневной упорной работой.
    Пирогов и Рейзен — басы, ведущие весь репертуар Большого театра,— были самыми яркими представителями оперного искусства в нашей стране.»

    Репертуар Рейзена не ограничивался театральными спектаклями. Он выступал на радио, записывал пластинки, умел удивить зрителей, привыкших к размаху его голоса, проникновенными романсами на камерных концертах.
    Марк Осипович Рейзен умел удивить и коллег: он ушел из Большого театра, когда почувствовал, что голос «гаснет». С 1954 года певец преподавал в Музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных, а с 1965 по 1970 год служил заведующим кафедрой сольного пения Московской консерватории. Потом певец и вовсе уходит на покой, и вдруг… Голос вновь обрел прежнюю красоту и силу, а Марк Осипович Рейзен возвращается на оперную сцену! В 85 лет он записал двойную пластинку с романсами и песнями Рахманинова, Мусоргского, Шумана, Шуберта.
    В 1985 году в честь девяностолетнего юбилея Марка Осиповича Большой театр решил поставить «Евгения Онегина». Рейзена спросили, сможет ли он высидеть в ложе всю оперу. На что тот ответил, что хочет спеть Гремина. Так в 90 лет, за 7 лет до смерти, Марк Осипович Рейзен вновь оказался на сцене Большого театра.

    Самое красивое видео о Донбассе



    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1607 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    D o n p a t r i o t . r u
     Издательство: Я патриот Донбасса.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
    Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
    .