Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Архив сайта
Июнь 2017 (4)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)

Трашутин Иван Яковлевич - дважды Герой Социалистического Труда



Трашутин Иван Яковлевич Категория - дважды Герой Социалистического Труда. Выдающий конструктор-моторостроитель, один из основоположников научной школы конструирования дизелей, главный конструктор по моторостроению ордена Ленина Специального конструкторского бюро №75 Челябинского тракторного завода, инженер-полковник. Лауреат Сталинской премии, Государственной премии СССР. Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.

Трашутин Иван Яковлевич Категория – один из основоположников научной школы конструирования транспортных дизелей. Он прошел путь от рабочего до главного конструктора крупнейшего машиностроительного предприятия.

Иван Яковлевич Трашутин - родился 18 (по старому стилю 5) января 1906 года в заводском посёлке Горловка Екатеринославской губернии (ныне город Донецкой области Украины). Семья жила в крайней бедности. из семи детей выжили только двое. С 1914 года семья жила в Харькове, где отец стал работать в литейном цехе Харьковского паровозостроительного завода. Окончил три класса церковно-приходской школы.
Весной 1918 года отец ушел добровольцем в Красную Армию. Двенадцатилетний ребенок вынужден был устроиться на отцовский завод, работал рассыльным подручным слесаря, слесарем на сборке дизелей. Затем была учеба на рабфаке и, наконец, поступление в Харьковский технологический институт (ХТИ), ныне – наш НТУ «ХПИ». Институт он окончил в 1930 году и получил диплом инженера-механика по специальности «Двигатели внутреннего сгорания».

Вернувшись на родной завод инженером-конструктором в отдел тепловых двигателей, Иван Яковлевич Трашутин тут же включился в работу по созданию бескомпрессорного дизеля Д-40. Научный интерес Ивана Яковлевича Трашутина – тепловые двигатели и все, что было создано в этой области техники, – определился еще в студенческие годы. Начальник конструкторского подразделения дизельного отдела Яков Ефимович Вихман (выпускник ХТИ 1924 года) отмечал у молодого инженера задатки талантливого конструктора.

Весной 1931 года изучившего английский язык Ивана Яковлевича Трашутина руководство завода направляет в длительную командировку на учебу в США, в Массачусетский технологический институт. Каждый день был заполнен до отказа: работа в библиотеке, поездки на заводы, в лаборатории. Во время летних каникул Иван Яковлевич Трашутин работал контролером по приемке у американских фирм оборудования для строящегося Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). В конце 1933 года он успешно защищает диссертацию с присвоением степени магистра технических наук.

В декабре 1933 года Иван Яковлевич Трашутин вернулся на ХПЗ и был назначен старшим инженером-конструктором дизельного отдела. Иван Яковлевич Трашутин активно включается в работы по доводке и освоению серийного производства первого танкового дизеля БД-2 (позднее переименован в В-2), сосредоточившись на наиболее проблемных вопросах – совершенствовании конструкции и надежности, на доработке узлов мотора, разработке технологии его производства. В-2 создавался на топливоподающей аппаратуре немецкой фирмы «Bosh», но в 1937 году ее поставки были прекращены. Нужна была своя, отечественная, поэтому в том же году первый в стране цех топливной аппаратуры, пущенный на ЧТЗ, стал школой для харьковчан. Тогда же Иван Яковлевич Трашутин впервые побывал в Челябинске. С февраля 1937 года Иван Яковлевич Трашутин работает помощником начальника отдела опытных работ. Во многом благодаря его самоотверженному труду в 1938 году состоялись первые, а в 1939 году – повторные государственные испытания. Дизель-мотор показал хорошие ходовые и эксплуатационные качества. Конструкторы начали поиски резервов мощности В-2. Увеличив число оборотов, удалось довести мощность до 600 лошадиных сил. Новому мотору присвоили обозначение В-2К и установили на тяжелом танке КВ (Клим Ворошилов), разработка которого велась в специализированном конструкторском бюро (СКБ) Ленинградского Кировского завода под руководством главного конструктора Жозефа Яковлевича Котина (в период 1927–1930 гг. – студент ХТИ). В 1930-е годы в стране стали нарастать репрессии, которые не щадили никого. В мае 1938 года был арестован и Иван Яковлевич Трашутин по стандартным обвинениям во вредительстве и шпионаже (аукнулась командировка за рубеж). Он оказался одним из немногих, кому удалось избежать кары – в феврале 1939 года его освободили с восстановлением на работе.

В эти же годы на ХПЗ шла работа над проектом новой высокоманевренной военной машины. Прародительнице легендарного танка Т-34 был присвоен индекс А-32, на нее был поставлен дизель В-2-34 мощностью 500 лошадиных сил. Иван Яковлевич Трашутин работал в тесном контакте с главным конструктором танка М. И. Кошкиным, чтобы лучше «связать» мотор и боевую машину. В начале 1939 года дизельное производство было выделено из состава предприятия в самостоятельный государственный союзный завод № 75. Иван Яковлевич Трашутин возглавил СКБ по конструкторскому обеспечению серийного производства дизеля В-2, затем был назначен заместителем главного конструктора КБ по серийному производству завода № 75.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Иван Яковлевич Трашутин успешно участвует в наращивании выпуска дизелей В-2 в соответствии с мобилизационным планом, за что в сентябре 1941 года был награжден орденом Ленина. Осенью этого же года завод № 75 был эвакуирован в Челябинск, где на базе Харьковского, Ленинградского Кировского и местного тракторного (ЧТЗ) был создан мощный танкостроительный комбинат – Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), ставший известным во всем мире под названием Танкоград. С октября 1941 года Иван Яковлевич Трашутин – главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и СКБ-75 (сейчас – Головное СКБ «Трансдизель»), которое он возглавлял в течение 40 последующих лет. Первой задачей стало развертывание эвакуированных производств и скорейшее начало выпуска двигателей. Ее решили в немыслимо короткие сроки – через 35 дней с момента прибытия на Урал первого эшелона из Харькова был собран первый дизель.

Заводские конструкторы постоянно ездили на фронт, они должны были знать, как ведут себя машины в боевых условиях. Не раз в течение войны выезжал в действующую армию и Иван Яковлевич Трашутин, чтобы на месте разобраться в результатах танковых боев, вскрыть слабые места созданных им двигателей и вырабатывать конструкторские решения для их устранения.

Иван Яковлевич Трашутин – автор учебного пособия «Рекомендации по эксплуатации двигателя В-2 и его модификаций», которое всю войну печаталось массовыми тиражами и рассылалось в части действующей армии, учебные полки и танковые училища. Иван Яковлевич обладал так называемым «чувством двигателя». Он знал дизель, как говорят, «на зубок», ощущал каждую его деталь и узел. В июне 1942 года за образцовое выполнение правительственных заданий по производству танков, танковых двигателей и бронекорпусов Иван Яковлевич Трашутин был награжден орденом Красной Звезды.

В годы Великой Отечественной войны моторный завод выпускал 6 модификаций дизелей, было изготовлено 48,5 тысяч танковых моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры. Конструкторы внесли более 750 крупных изменений в конструкцию двигателя, которые повысили надежность работы серийной продукции, улучшили эксплуатационные качества мотора и повысили на треть его гарантийный срок. В январе 1945 года Ивану Яковлевичу Трашутину присвоено воинское звание инженер-полковник, а в апреле этого же года за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкции танковых дизелей СКБ-75 он и главный конструктор награждены орденами Ленина. В январе 1946-го за создание танковых дизель-моторов Иван Яковлевич Трашутин удостоен Сталинской (Государственной) премии СССР.

В послевоенный период под руководством Ивана Яковлевича Трашутина создан двигатель КДМ-46 для трактора С-80. Дизель В-2 был приспособлен для самых разнообразных нужд народного хозяйства, в том числе и для рыболовецких судов, нефтебуровых установок, стационарных и передвижных электростанций, земснарядов, другой техники. Двигатели выпускались не только в СССР, но и по лицензии в зарубежных странах. Большой удачей конструктора стал дизель В-404С для антарктического снегохода «Харьковчанка» (машина, которая работала в условиях разреженного воздуха, сверхнизких температур), ставший родоначальником семейства моторов для работающей в холодных условиях техники. Впервые в стране был создан двигатель В-748 для дизель-электрического трактора ДЭТ-250 (это было одно из самых неординарных решений, изобиловавшее новаторскими и смелыми находками). Дизель стал основным для дизель-электрических и дизель-электромеханических тракторов.

Основным направлением работы СКБ оставалось создание и внедрение в производство новых образцов специальных дизелей для боевой техники: двигателей В-12, В-54, В-55 и их модификаций, которые на долгие годы стали базовыми для бронетанковой и другой военной техники. В 1960-е годы под руководством Ивана Яковлевича Трашутина разработано новое поколение многотопливных двигателей В-46 с наддувом для основного танка Т-72. В феврале 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии отечественного моторостроения Ивану Яковлевичу Трашутину присвоено звание Героя Социалистического Труда. В ноябре 1974 года за создание и внедрение образцов мощных многотопливных дизелей с применением наддува ему присуждена вторая Государственная премия СССР, а в январе 1976 года за выдающийся вклад в обороноспособность страны Иван Яковлевич Трашутин повторно удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Всего при участии и под руководством Ивана Яковлевича Трашутина создано более семидесяти только основных типов двигателей, в том числе для легких, средних, тяжелых, основных танков, артиллерийских тягачей, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортеров, плавающих танков и бронемашин, гусеничных и колесных шасси под ракетные комплексы, паромно-мостовые машины, специальные артиллерийские и ракетные шасси, самоходные орудия. Кроме того, в народном хозяйстве на его дизелях работали и продолжают работать самоходные подъемные краны, гусеничные экскаваторы, вездеходы, транспортные путеукладчики, котлованные машины, многие типы тракторов. В 1981 году Иван Яковлевич Трашутин по состоянию здоровья вышел на пенсию, передав руководство СКБ Владимиру Ивановичу Бутову – выпускнику Харьковского политехнического института 1957 года по специальности «Двигатели внутреннего сгорания».

Скончался Иван Яковлевич Трашутин 6 марта 1986 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 1074 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.