Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Архив сайта
Июль 2017 (2)
Июнь 2017 (6)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)

Хазарский каганат



К середине VIII в. в Подонье и Северном Приазовье обитали покоренные еще раньше хазарами болгары. Рядом кочевали угры (предки современных венгров). В лесостепи в верховьях Северского Донца и Дона размещались поселки и городища славянских племен вятичей и северян. Хазары и северокавказские аланы вклинились в этот разноэтнический (этнос — народ) мир и подчинили его своему контролю. В конце VIII в. границы Хазарского каганата охватывали весь Северный Кавказ, Южный Крым, низовья Волги, Приазовье, Подонье, Северский Донец и доходили до славянских земель. Средневековые летописи и хроники хорошо различают народы, входившие в каганат, но часто называют всех собирательным именем — хазарами. Собственно хазары составляли небольшую часть населения. Каган управлял землями через своих наместников — тудунов. Военно-административная власть тудунов не всегда была сильной. Иногда вассальная зависимость входящих в каганат народов ограничивалась выплатой дани.

В целом Хазарский каганат представлял собой значительную военно-политическую силу. Византийские императоры вынуждены были считаться с хазарами и периодически платить им дань за сохранение мирных отношений. Каганы пытались вести самостоятельную внешнюю политику. Для того, чтобы противопоставить себя христианской Византии и мусульманским странам, в IX веке хазарская аристократическая верхушка приняла иудаизм. Были распространены династические браки между византийскими императорами и каганами. Упоминание о данном факте присутствует у византийского хрониста IX в. патриарха Никифора, «Бревиарий» 706-707 гг.: «Между тем Юстиниан (византийский император) посылает в Хазарию за своей женой Феодорой (дочь кагана) и рожденным у него от нее сыном Тиверием и венчает их на царство». Византийские инженеры помогали хазарам строить крепости на границе каганата, в частности, город Саркел на Нижнем Дону.

Крепости и укрепленные города возводились на границах Хазарии и вдоль основных торговых путей. Крупная белокаменная (т.е. построенная из известняковых плит) крепость с большими угловыми башнями и стенами высотой 10-12 метров была поставлена в верховьях Северского Донца у современного села Верхний Салтов в Харьковской области. Вокруг укрепления располагались большие поселки оседлых алан и очень крупный катакомбный могильник. Возможно, здесь находилась ставка тудуна. Подобная крепость возникла у села Маяки на Среднем Дону.

От названия двух сел произошло наименование салтово-маяцкой археологической культуры, которая обозначает все оставленные народами Хазарии древности.

В Хазарском каганате сложилось несколько крупных районов со своими внутренними экономическими и политическими связями. Два из таких районов — донской и приазовский — частично располагались на землях Донецкого края.

В конце VIII в. в северных районах Донецкой области возникла целая серия укрепленных алано-болгарских городищ — у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки, города Славяногорска Славянского района, села Новоселовка и поселка Кирово Краснолиманского района. Большинство из них расположены на 15-километровом отрезке правого берега Донца в пределах Славянского района. Наверное, здесь располагался какой-то крупный хазарский административный центр. Большинство городищ находятся на высоком правом берегу Северского Донца и укреплены со стороны поля системой рвов и земляных валов. Со стороны реки укрепления не возводились. Городища у села Богородичное и Святогорского монастыря полностью заросли лесом, поэтому хорошо сохранились. Глубина рва достигала 2-3 метров, на такую же высоту поднимался земляной вал. По гребню вала сооружался частокол (стена) из заостренных бревен. Деревянные стены хазарских крепостей часто штукатурились и белились мелом. Склоны Святогорского городища дополнительно укрепляли эскарпом. Эскарп — это искусственная подрезка склона, которая увеличивала его крутизну. Святогорское городище небольшое — 50 на 70 м — и нежилое, то есть городище-убежище. Люди жили в расположенном рядом поселке и прятались в убежище только в случае опасности. В остальных городищах люди постоянно жили под защитой крепостных стен. Самые большие городища известны у сел Сидорово и Маяки. Их размеры достигают несколько десятков гектаров. Рядом находились неукрепленные поселки, так называемый посад. Вокруг располагались могильники. В поселках и городищах строились землянки, полуземлянки и наземные жилища. Стены полуземлянок возводились из досок или земляных (дерновых) кирпичей, крыша была соломенной или камышовой, двускатной или односкатной. Наземные жилища имели вид мазанок. Стенки мазанок делались из переплетенных прутьев и обмазывались глиной.

Сельское хозяйство алано-болгарского населения Подонцовья основывалось на пашенном земледелии. На поселениях сохранились остатки железных лемехов от плугов сложной конструкции. Возделывались пшеница, ячмень и просо. Зерно хранилось в больших глиняных бочках — пифосах, врытых в землю по горлышко. Вместимость одного пифоса достигала нескольких сотен литров. Зерно растиралось в муку и крупу при помощи ручных мельниц. Круглые жернова таких мельниц в большом количестве найдены на Маяцком городище. Важное место занимало огородничество. Выращивались лук, репа, чеснок и другие культуры. О развитии огородничества свидетельствуют железные теслообразные мотыжки. Животноводство было придомным и отгонным. Разводились коровы, лошади, овцы, в меньшей степени козы и свиньи. При придомном содержании скот (коровы, свиньи) выпасался возле жилищ и требовал запаса кормов в зимний стойловый период. Отгонное животноводство (лошади, коровы и овцы) связано с постоянными перекочевками по степи и в богатой сочными травами пойме Северского Донца. Вокруг городищ и долговременных поселков в Славянском, Краснолиманском и Артемовском районах найдено большое количество кратковременных пастушеских стоянок-кочевий.

Местное население хоронило своих умерших в основном по языческому обряду. Иудаизм охватил только верхушку господствующего класса. Вместе с тем часть алан в IX в. приняла христианство. В нескольких типичных аланских катакомбах IX-X вв. Верхнесалтовского могильника найдены медные нательные крестики. В IX-X веках в Подонцовье получил распространение ислам. Крупный мусульманский могильник расположен в селе Сидорово. В целом для разноэтнического населения Хазарского каганата была свойственна религиозная терпимость.

Вторым крупным районом салтово-маяцкой культуры является Приазовье. В настоящее время здесь учтено более 100 раннесредневековых памятников VIII-X вв. В основном это кочевья и поселения. Кочевья возникали на месте кратковременных остановок подвижных групп скотоводов. На них сохраняются следы от круглых юртообразных жилищ диаметром 3-4 метра, колоколовидные хозяйственные ямы, кости животных, фрагменты разбитой посуды. Долговременные поселения аналогичны подобным поселениям в Подонцовье. Планировка жилищ на них была беспорядочная. Круглогодичные кочевья (существовавшие во все времена года) датируются в основном VI-VIII вв. Позже происходит оседание части болгарского населения на землю и возникновение долговременных земледельческих поселков. Кочевья IX-X вв. в Приазовье носили сезонный характер, то есть возникали в теплое время года в период выпаса скота. Большие долговременные неукрепленные поселки IX-X в.в. отмечены вдоль северного побережья Азовского моря в устьях рек и балок, впадающих в море. В экономике поморских болгар важное место занимало рыболовство. В хозяйственных ямах поселений у Новоазовска, сел Безыменное Новоазовского района и Урзуф Першотравневого района найдены кости осетровых и судака. Выше этих поморских поселков располагались сезонные кочевья. Дальше в степи, в пределах Приазовской возвышенности и южных отрогов Донецкого Кряжа, в основном в долинах больших рек, известны рассеянные поселки и кочевья вокруг них. Например, такие поселки известны у сел Белояровка и Великая П1ишовка в бассейне реки Крынки, в балке Хантарама в бассейне Кальмиуса и других местах. Поселения и кочевья находят по большому количеству фрагментов красноглиняных амфор и сероглиняных сосудов местного производства. Амфоры имели круглое дно, две ручки и служили тарой для привозных продуктов из Крыма, Византии и других территорий. Емкость амфор достигала 7-8 литров. Круглодонные амфоры были очень популярной в Хазарии тарой и в результате торговли поступали дальше в русские земли. Сероглиняные горшки и круглые котлы с ушками для подвешивания на костре имели костровый обжиг и производились на месте. О погребальной культуре приазовских поселений практически ничего не известно, так как большие могильники еще не найдены. Ясно только, что эти могильники были грунтовыми, то есть без курганов.

Собственно кочевыми хазарами оставлено совсем небольшое количество древностей на территории Донецкого края. К ним относятся несколько погребений под курганами с квадратными ровиками вокруг могилы. Одно из таких погребений найдено у города Тореза. В могиле обнаружили плоские глиняные фляги, золотую монету византийского императора Константина V Копронима (741-775 гг.), круглодонную амфору, железные стремена, нож, украшения и простые глиняные горшки.

В конце IX в. Хазарский каганат начинает испытывать все более растущий натиск со стороны печенегов. Часть болгар со среднего Дона откочевала на Волгу. Здесь они смешались с угро-финнами и основали новое государство — Волжскую Булгарию. В начале X в. печенеги фактически полностью оккупировали степи Восточной Европы.

Сильный удар по каганату нанес русский князь Святослав. В 965 г. он разрушил хазарский Саркел и основал здесь свою крепость — Белую Вежу. В конце X — начале XI вв. народы каганата влились в новые политические образования.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 5227 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.