Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Архив сайта
    Август 2017 (4)
    Июль 2017 (2)
    Июнь 2017 (6)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (3)
    Март 2017 (16)

    Основные виды занятий населения



    Татары отдавали предпочтение скотоводству. Как свидетельствуют венецианские путешественники, в XV в. они разводили коров, овец, лошадей и двугорбых верблюдов. Выращенный в Приазовье крупный рогатый скот сбывали в Валахии, Трансильвании, Польше, в Германии и Италии; двугорбых верблюдов, лошадей — в Персии. Получило распространение среди них и полукочевое земледелие. Около февральского новолуния по всей орде распространялся клич, чтобы каждый желающий заниматься земледелием приготовил все необходимое для посева. Сообщалось место будущего посева. Подготовив все для посева, татары направлялись в отведенные места со скотом и всей семьей. Здесь они жили до окончания посева. После посева, который обычно проводился во время мартовского новолуния, хан объезжал орду, наблюдая за состоянием полей, пока не созревал урожай.

    Из записок иностранцев явствует, что пшеницы они получали в низменных местах до сам — 50 (50 зерен из одного посеянного), а проса — сам — 100. Этим хлебом они не только обеспечивали собственные потребности, но и часть его продавали. Француз Жан де-Люк в начале XVII в. писал, что хлеб у татар был очень дешевый по сравнении с Западной Европой.

    Такую подробную информацию о занятиях татар изложил Иосафат Барбаро - венецианский дипломат и путешественник XV в.: «... Среди этого народа есть торговцы лошадьми: они выводят лошадей из орды и гонять их в различные места. В одном караване, пришедшем в Персию... их было четыре тысячи голов. Не удивляйтесь этому: действительно, если вы пожелали бы за один день купить в орде сразу тысячу или даже две тысячи лошадей, вы нашли бы их там, потому что лошади ходят табунами... Второй вид животных, которых имеет этот народ, — прекрасные крупные быки, притом в таком количестве, что их вполне хватает даже на итальянские бойни. Их гонят в Польшу, а некоторую часть направляют через Валахию и Трансильванию, кроме того, — в Германию, а оттуда уже ведут в Италию... Третий вид животных, которых держит этот народ, — высокие мохнатые двугорбые верблюды. Их гонят в Персию и продают там по 25 дукатов за каждого... Четвертый вид животных...— огромнейшие бараны на высоких ногах, с длинной шерстью и с такими хвостами, что некоторые весят по 12 фунтов каждый... Около февральского новолуния устраивается клич по всей орде, чтобы каждый, желающий сеять, приготовил себе все необходимое, потому что в мартовское новолуние будет происходить сев в таком-то месте, и что в такой-то день... все отправятся в путь. После этого те, кто намерен сеять сам или поручить другим, приготовляются и уговариваются между собой, нагружают телеги семенами, приводят нужных им животных и вместе с женами и детьми ... направляются к назначенному месту, расположенному обычно на расстоянии двух дней пути от того места, где в момент, клича о севе стояла орда. Там они пашут, сеют и живут, до тех пор, пока не выполнят всего, что хотели сделать. Затем они возвращаются в орду. Хан... объезжает эти посевы - сегодня здесь, завтра там, не удаляясь (от своих людей ) больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеба не созревают. Когда же они созревают, то он не передвигается туда со всей ордой, но уходят туда лишь те, кто сеял, и те, кто хочет закупить пшеницу... Земли там плодородные и приносят урожай пшеницы сам — 50..., а проса — сам — 100. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи...»

    Частично татары занимались охотой и рыболовством. Ремесленные товары они обменивали на традиционные продукты собственного производства на базарах, которые устраивались в местах расположения улусов. На эти базары приезжали купцы из разных стран Запада и Востока, доставляя различные ремесленные изделия. По свидетельству иностранных путешественников, кроме продукции животноводства и земледелия, из Приазовья в западноевропейские страны вывозилась рыба и рыбопродукты. Венецианцы и генуэзцы в Приазовье имели рыбные заводы, на которых изготовляли из рыбы разные продукты, в том числе и икру.

    Украинское и русское население, проникая в Приазовье, на первых порах отдавало преимущество разным видам промыслов. В степях и дубравах охотились на пушных зверей, в реках, речках и Азовском море вылавливали разные виды рыбы. В морских лиманах, солончаках добывали самосадочную соль. С конца XVI в. стали вываривать соль из рапы Торских соляных озер. Получило распространение и бортничество.

    Бортничество и рыболовство было основным занятием монахов Святогорского монастыря, который считал себя собственником лесных и рыбных угодий от реки Оскола до Бахмута и Жеребца. Часть прибыли в середине XVII в. монастырь получал от содержания парома через Северский Донец. Обыкновенно им пользовались чумаки, направлявшиеся за солью на Тор. С 1620 г. царское правительство стало выделять для монастыря деньги и провиант за то, что он оказывал определенные услуги русской пограничной службе. В 1624 г. царь распорядился выделять из казенных денег ежегодно монастырю хлебное и денежное «жалование».

    Запорожцы отдавали предпочтение рыболовству. На побережье Азовского моря они содержали рыбные промыслы, а для обработки добытой рыбы пользовались самосадочной солью из Бердянских соляных озер. Кроме удовлетворения собственных потребностей, добытую на Бердянской косе соль они доставляли и в другие районы Украины.

    Отходники, которые приходили в Приазовье из Левобережной Украины и южных уездов России, чаще всего охотились на пушного зверя, вываривали соль из рапы Торских соляных озер. С конца XVI в. на Тор за солью ежегодно приезжали сотни солеваров. Чтобы предотвратить внезапные нападения на промыслы татар, они располагались около озер «табором», ограждая промыслы чумацкими межами. Обычно за солью приезжали летом, в свободное от сельскохозяйственных работ время. Наварив необходимое количество соли в течение 2-3 недель, отправлялись обратно.

    Рассказ валуйчанина Поминка Котельникова о добыче соли на Торских озерах (1625 г.): «... А соляные озера от Царева городища (разрушенного Царево-Борисова — В. П.) верст с 30. И ныне в тех озерах из Белгорода, и с Валуек, и с Оскола, и с Ельца, и с Курска, и с Ливен, и с Воронежа охочие люди ежелет (ежегодно — В. П.) варят соль, а от татар делают, крепость. И он, Поминко, прошлого 133-го (1625 — В. П.) году у озер был и соль про себя варил, а татары приходили на них дважды...

    А только у тех озер вели государь устроить... варницы и сделать острожек, и ратным людям ... для береженья в том остроге быть, и государевой казне будет прибыль немалая. К варницам начнут приезжать для соляной покупки со всей Украины и с Северы торговые люди...»

    Побывавший в 1625 г. на Торе валуйчанин Поминка Котельников сообщал в Москву, что на Торские озера ежегодно за солью приезжают летом «охочие люди» из Белгорода, Оскола, Ельца, Курска, Ливен, Валуек и Воронежа. Чтобы защититься от набегов татар, они строят укрепления. Поэтому Поминко предлагал правительству устроить около озер острог и направить для его охраны «ратных людей», а под его прикрытием завести варницы, от которых казна получит немалую прибыль, так как «изо всей Украины и Севера начнут приезжать за солью «торговые люди». Если даже они станут самостоятельно варить соль, то за использование казенного оборудования и охрану будут платить 10-ю бочку соли, что также даст казне немалую прибыль. Наличие стационарных варниц создавало бы более приемлемые условия для солеваров, так как отпала бы необходимость каждый раз вести с собой казаны, не говоря о дровах, которые обычно заготовлялись в ближайших лесах. Таким образом, кроме населения Украины, Торские промыслы обеспечивали солью юго-западные уезды России.

    Казаки, жившие по зимовникам и юртам, как и татары, в преобладающем большинстве занимались на первых этапах скотоводством. Это объясняется не только природными условиями, позволявшими содержать скот в степи на протяжении всего года (сено для скота заготовлялось лишь на наиболее холодное время — два зимних месяца), но и возможностью реализации животноводческой продукции и обеспечения ею основных потребностей самих производителей — мясом, молочной продукцией, кожей и шерстью, а также средствами передвижения. Развитие животноводства определялось и возможностью приобретения скота, а также постоянной угрозой татарских набегов, во время которых легко можно было уничтожить созревший урожай, в то время как отогнать скот намного сложнее. Кроме татар, посевам угрожали и дикие животные, особенно дикие лошади — тарпаны, которые целыми табунами бродили в степях. Имелись у казаков и пасеки, сады и огороды.

    В целом, если татарское население в XVI — первой половине XVII вв. больше всего использовало территорию Донецкого края для отгона и откормки скота, особенно в засушливые годы, то украинское и русское население — для отходничества (охоты, рыболовства, бортничества, соледобычи и других промыслов). Постоянное население было еще незначительным и сосредотачивалось в преобладающем большинстве в пределах Северского Донца, Оскола и Жеребца. Лишь пикеты и немногочисленные зимовники запорожцев были разбросаны в разных местах современной Донецкой области, от Дона на востоке — до Волчьей и Самары на западе, от Азовского побережья на юге — до Северского Донца на севере. Больше всего их находилось на пути из Запорожья на Дон, вдоль Волчьей.

    Самое красивое видео о Донбассе



    Другие новости по теме:
    Просмотров: 2725 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    D o n p a t r i o t . r u
     Издательство: Я патриот Донбасса.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
    Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
    .