Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Архив сайта
Июль 2017 (2)
Июнь 2017 (6)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)

Просветительская деятельность



На рубеже XIX-XX вв. в общественно-педагогическом движении России значительный вес приобрели вопросы внешкольного образования взрослых, т.к. очень высоким был процент неграмотности взрослого населения. Еще в канун падения крепостного права усилиями демократической интеллигенции были организованы первые воскресные школы, бесплатные народные библиотеки и читальни, народные чтения. Идеи школьного образования поддерживали и развивали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Н. В. Чехов и другие деятели просвещения. Заботу об организации внешкольного образования взяли на себя не государственные, а общественные организации и частные лица. Формы земской деятельности в этой области были разнообразны.

В условиях культурной отсталости важную просветительную роль играли народные чтения популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях для неграмотного и малограмотного населения. Стремясь ограничить просветительное значение таких чтений, правительство строго регламентировало их организацию. Согласно Правилам для устройства народных чтений в губернских городах (1876 г.) в аудитории допускались лишь книги, одобренные Ученым комитетом Министерства народного просвещения. В 1895 г. в перечне книг и брошюр, допущенных в народные аудитории, значилось всего 287 названий. Большую часть перечня составляли жития святых и исторические очерки монархического характера. В течение многих лет правительство запрещало организацию народных чтений в уездных городах и сельской местности. Только в 1901 г. были изданы общие правила о народных чтениях, которые хотя и были строго регламентированы, но открывали возможность устраивать их везде, в том числе и в сельской местности. К организации чтений допускались только лица, обладавшие исключительной благонадежностью. Разрешение чтений сопровождалось рядом трудновыполнимых формальностей. Чаще всего народные чтения проходили в школах, куда по вечерам или в праздничные дни допускались, кроме учащихся, их родители и местные жители. В Бахмутском уезде в 1905 г. такие чтения проводились в 30 училищах. Большинство чтений было историко-географического и литературного содержания. Большой интерес у населения вызывали чтения «с туманными картинами». Количество слушателей достигало от 100 до 500 человек.

Большое распространение получила такая форма просветительской деятельности как организация воскресных школ для взрослого населения. Первые воскресные школы возникли в 70-х годах. Они устраивались при детских народных школах для неграмотных взрослых, не получивших начального образования. Учителя, работавшие в этих школах, не получали денежного вознаграждения. В Мариупольском уезде была открыта 1 воскресная школа для взрослых, в которой обучалась 71 женщина, и одна субботняя женская школа, в Бахмутском уезде функционировала воскресная школа при Юзовском Свято-Преображенском церковном братстве, открытая в 1900 г. В ней обучались дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники приюта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9-14 лет, преимущественно женского пола.

Воскресные школы существовали также при Авдеевском и Лисичанском начальных училищах.

Для взрослого населения, прошедшего через начальную школу, но нуждающегося в повторении и укреплении пройденного курса, земства организовывали повторительные курсы на базе подведомственных им школ, оставляли при земских школах оканчивающих их курс еще на один год для добровольных, повторительно-дополнительных занятий. Программа этих классов в основном повторяла программу земской начальной школы и была направлена на преодоление рецидивов неграмотности. Повторительные классы и курсы открывались при рудничных, заводских и сельских школах нашего региона.

В просветительской деятельности важную роль играла организация народных библиотек. Ограничительные каталоги Министерства народного просвещения, в которые попадало не более 10% всех выходивших в России книг, значительно снижали просветительное значение народных библиотек и читален, ставили их в неравное по сравнению с платными публичными библиотеками положение. Так, например, в течение многих лет в народные библиотеки не допускались сочинения В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского. Отмена в 1905 г. министерских каталогов и реакционных правил 1890 г. о бесплатных библиотеках значительно оживила библиотечное дело. В 1897 г. в Екатеринославской губернии было 18 открытых для местного населения народных читален и 16 библиотек при училищах.

Все эти формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX — начала XX века — ликвидации неграмотности взрослого населения.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 1135 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.