Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив сайта
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (3)
Ноябрь 2016 (1)

Высшие учебные заведения



Глубокие преобразования охватили высшие учебные заведения. Социально-экономические и политические изменения в обществе требовали повышения роли вузов в решении фундаментальных задач образования: подготовка квалифицированных кадров и создание национальной творческой интеллектуальной элиты. В то же время глубокий экономический кризис в стране усложнил проблему материального обеспечения высшего образования, поставил многие вузовские научные коллективы на грань выживания.

В первой половине 90-х годов многие институты Донецкой области были преобразованы в университеты или академии. В итоге были образованы Донецкий государственный технический университет, Донецкий государственный медицинский университет, Приазовский государственный технический университет, Донбасская государственная машиностроительная академия, Донбасская государственная академия строительства и архитектуры.

Став университетами и академиями, вузы приступили к наполнению учебно-воспитательного процесса новым содержанием. Обучение стало осуществляться по планам, соответствующим их новому статусу.

С каждым годом нарастала потребность в стабилизации сети высших учебных заведений, адаптации их к потребностям рыночной экономики. На Донетчине имелась избыточная численность инженеров и одновременно наблюдался дефицит экономистов, менеджеров, юристов, психологов, социологов.

Реакцией на необходимость подготовки таких специалистов стало создание Донецкой государственной академии управления. В Донецком государственном университете были открыты новые специальности, которые отвечают потребностям времени: «Экономика и управление производством», «Метрология, стандартизация и управление качеством», «Радиофизика, электроника», «Информационная система в менеджменте», «Маркетинг», «Биофизика», «Биоэкология» и другие.

Ухудшение криминальной ситуации в нашем регионе обострило вопросы подготовки квалифицированных кадров для системы Министерства внутренних дел (МВД). В связи с этим в 1993 г. на базе училища МВД был открыт институт внутренних дел при Донецком государственном университете.

Новым явлением стал бурный рост негосударственного сектора в сфере образования. В области создано более 10-ти высших учебных заведений, основанных на внебюджетном финансировании. Это прежде всего донецкие вузы: институт социального образования, экономико-гуманитарный институт, институт рынка и социальной политики, институт предпринимательства и другие.

Негосударственное образование переживает сложный и противоречивый период становления. У многих вузов пока еще слабая материально-техническая база, не хватает высококвалифицированных педагогических кадров. Слабую помощь им пока оказывает Министерство образования Украины.

Преодолевая эти и другие трудности, негосударственные вузы с каждым годом все тверже становятся на ноги, внедряют в учебный процесс прогрессивные методы. К примеру, Краматорский экономико-гуманитарный институт с первых дней своей работы поставил задачу выпускать не просто специалистов, а людей, соответствующих времени. Руководство института настойчиво проводит идею непрерывного обучения. Сегодня в вузе обучается 1,5 тыс. студентов, более 130 юношей и девушек — в лицее при институте, 50 — в школе юных менеджеров, 60 детей посещают детсад, ассоциированный при высшем учебном заведении. В ближайшее время намечено открыть при детсаде начальную школу, а при лицее — гимназию. Тогда будет в наличии полная цепочка.

В этой системе основное внимание будет уделяться изучению иностранных языков, в том числе восточных, основ мировой культуры, экономики, компьютерных систем. Целенаправленный труд коллектива Краматорского экономико-гуманитарного института стал приносить первые успехи. На третьем всеукраинском конкурсе студентов, изучающих китайский язык, питомцы молодого вуза завоевали одно из трех первых мест, одно из пяти вторых и три из семи третьих.

Экономические трудности последних лет усилили процесс коммерциализации и в стенах государственных вузов, где вначале был введен 20 процентный платный прием на обучение, а затем он с каждым годом стал увеличиваться. Ассигнования на образование приобрели устойчивую тенденцию к сокращению. Поступающие средства расходуются в основном на выплату заработной платы и стипендий.

Между тем материальная база большинства вузов пришла в упадок. Ухудшаются жилищно-бытовые условия в студенческих общежитиях. Профессорско-преподавательскому составу прекратили выделять квартиры. Начался отток высококвалифицированных кадров. За 5 лет только из 3-х вузов (ДонГУ, ДГТУ, ДГМА) ушло более 250 докторов и кандидатов наук. С уходом ученых исчезают и научные школы, свертывают исследовательскую работу кафедры и лаборатории. В библиотеках ощущается острый дефицит научной, учебной и методической литературы, в 3 раза сократилась подписка на периодические издания.

Социологические исследования, проведенные в Донецкой области, показывают, что привлекательность профессии преподавателя вуза катастрофически падает. Эта негативная тенденция может быть преодолена только при условии гарантированного финансирования образования в необходимых объемах.

Реформирование украинского общества выявило сложные проблемы в сфере функционирования языков. К числу наиболее острых проблем в нашем регионе относятся две: возрождение и развитие украинского языка как государственного; функционирование на территории области русского языка наряду с государственным во всех сферах жизни.

Положение с украинским языком к концу 80-х годов на Донетчине стало весьма печальным: он был в огромной степени вытеснен из школ, вузов, государственных учреждений, деловой документации, производственной сферы, общественных организаций. В таких городах, как Донецк, Макеевка и некоторых других вообще не было украинских школ. Многие украинцы, жившие в Донецкой области и желавшие обучать своих детей в школах на родном языке, фактически утратили эту возможность.

После принятия Закона УССР «О языках в Украинской ССР» в 1989 г., который придал украинскому языку статус государственного, положение стало меняться к лучшему. В области начали открываться детские сады, где воспитание ведется на украинском языке, создаваться украинские школы, лицеи и другие учебные заведения. Значительную работу, направленную на расширение функционирования государственного языка, проводят вузы.

Особо следует сказать о Донецком государственном университете, где ведется целенаправленная работа по практическому осуществлению основных положений Закона о языках. Важнейшими позитивными результатами этой работы являются обязательное изучение студентами всех факультетов курсов «Современный украинский деловой язык», «Украинская литература и культура», «История Украины», изучение аспирантами курса украинского языка; введение обязательного вступительного экзамена по украинскому языку для абитуриентов; создание кафедры украинской филологии и культуры, которая обеспечивает преподавание украинского языка, литературы и культуры на неспециальных факультетах; функционирование параллельных групп с украинским языком обучения на факультетах; стажировка преподавателей вузов Донетчины на кафедре украинского языка как опорной; оформление наглядной агитации на украинском языке.

В ходе практического осуществления перевода высших учебных заведений на преподавание на украинском языке выявились различные подходы. Так кое-где в вузах пытались решить эту задачу административными методами: путем обязательного введения преподавания на украинском языке отдельных предметов. Однако этот путь оказался довольно болезненным и малоэффективным.

Более продуктивным стало создание параллельных потоков и групп (русскоязычных и украиноязычных) уже в ходе приема студентов на первый курс. Конечно, этому предшествует огромная подготовительная работа: агитация в районах области с тем, чтобы абитуриенты поступали на украиноязычные потоки; овладение пре- подавателями украинским языком на специальных курсах; комплектование библиотеками фонда литературы (учебной, художественной), изданной на украинском языке, подготовка преподавателями учебно-методических пособий для студентов. Хорошей базой для формирования украиноязычных групп стал созданный при ДонГУ украинский лицей.

В театрах Донетчины появляется все больше спектаклей на украинском языке. Донецкий театр кукол, в частности, поставил несколько украинских спектаклей, что имеет очень большое значение: ребята уже с детства приучаются к языку своей родной земли.

Заботясь о всестороннем развитии и функционировании украинского языка во всех сферах общественной жизни, необходимо в то же время создавать условия для развития и использования языков других национальностей в Украине. Конституция гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств Украины. В Законе Украины о национальных меньшинствах говорится, что государство гарантирует всем национальным меньшинствам право обучения на родном языке. В нем также определена и возможность функционирования наряду с государственным языка, приемлемого для всего населения данной местности. Поэтому при выработке и реализации языковой политики важно учитывать особенности национального состава того или иного региона Украины.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 913 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.