Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Апрель 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Архив сайта
    Январь 2018 (2)
    Декабрь 2017 (1)
    Ноябрь 2017 (2)
    Август 2017 (4)
    Июль 2017 (2)
    Июнь 2017 (6)

    Экономические реформы М. С. Горбачева и их последствия



    Постепенно усиливается проявление негативных тенденций, связанных с попытками М. С. Горбачева провести экономические реформы. Прийдя к власти в апреле 1985 г., новый лидер заявил об изменении экономической политики государства. Стремясь вывести экономику из кризиса, руководство страны сделало ставку в первую очередь на расширение самостоятельности государственных предприятий. В соответствии с объявленной радикальной экономической реформой начался постепенный переход на хозрасчет промышленных предприятий Донбасса. Одним из первых в порядке эксперимента в 1986 г. начал работать в новых условиях металлургический комбинат « Азовсталь». В 1988 г. на хозрасчет перешло уже более половины предприятий области (243 предприятия), а с 1989 г. — вся донецкая промышленность. Однако говорить об успехе начинания некорректно, так как переход к экономическим методам регулирования становится обязательным, навязывается «сверху». Дело в том, что с целью ускорения проведения реформы 30 июня 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Он должен был стимулировать переход на самофинансирование и хозрасчет, расширяя права отдельных предприятий и устраняя посредничество Госплана в отношениях со смежниками. С 1 января 1989 г. этот Закон вступил в силу для всех предприятий. Таким образом, хозрасчет, который задумывался как добровольный переход отдельных предприятий к новой модели хозяйствования, превратился в очередную кампанию. Хозрасчет в угольной промышленности вообще оказался в значительной степени формальным, поскольку действующие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и в любом случае оставляли предприятие в категории планово-убыточных. Производительность труда в отрасли была ниже, чем за рубежом в 5—6 раз. Дотации составили в 1988 г. 5,5 млрд. рублей. Кроме того, контроль государства сделал фиктивной обещанную законом финансовую самостоятельность, поэтому результаты реформы в нашей области оказались очень скромными. Иначе и быть не могло, поскольку госзаказ, ничем не отличающийся от директивного плана, охватывал 100% продукции на шахтах и металлургических заводах Донбасса.

    Другое направление экономической реформы М. С. Горбачева первой половины 80-х гг. предусматривало расширение сферы деятельности частного сектора, поощрение частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. Законом частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Трудовые коллективы (прежде всего в легкой, пищевой промышленности и сфере бытовых услуг) получили право выбора: либо остаться в государственном секторе, либо перейти в разряд кооперативных, государственно-кооперативных или частных.

    В Донбассе, где преобладающая часть населения была занята в тяжелой промышленности, создание производственных кооперативов тормозилось вышестоящими организациями и ведомствами. К середине 1989 г. в Донецкой области лишь 6 предприятий были переданы в аренду их коллективам. Значительно активнее шел процесс создания торгово-закупочных, посреднических кооперативов. На них возлагались большие надежды в деле улучшения ситуации на потребительском рынке, пораженном дефицитом товаров. Однако в действительности последствия развития кооперативного движения оказались далеки от ожидаемых, поэтому оно получило негативную оценку у части граждан. Большинство населения, столкнувшись со значительным перепадом цен в государственном и кооперативном секторах, с утечкой товаров из государственной торговой сети в кооперативную, считали развитие частной инициативы причиной снижения жизненного уровня. О том, что кооперативы в конце 80-х гг. не выполнили задачи насыщения потребительского рынка товарами, свидетельствуют и цифры. Так, в 1989 г. кооперативы Украины реализовали товаров и услуг на 5,1 млрд. руб., из них населению — всего лишь на 0,9 млрд. руб., получив при этом заработной платы 2,5 млрд. руб. Иными словами, при такой ориентации и результативности работы кооперативы дополнительно забрали из потребительского рынка товаров и услуг на 1,6 млрд. рублей.

    Недовольство населения деятельностью посреднических кооперативов было столь велико, что в дни июльской (1989 г.) забастовки шахтеры потребовали их ликвидации. Поэтому 21 июля 1989 г. Донецкий облисполком принял специальное решение о прекращении регистрации и закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов с 1 сентября 1989 г. Исполком констатировал, что в 1989 г. денежное обращение в области значительно ухудшилось, причем в немалой степени благодаря деятельности посреднических организаций, приобретающих промышленные и продовольственные товары в государственной розничной торговой сети, в колхозах и совхозах с последующей реализацией их по завышенным ценам.

    Поэтому цены на продукты питания заметно поднялись. В июле 1989 г. на рынках области мясо стоило 3,6—5,0 руб., помидоры — 2,0—3,0 руб., картофель — 0,8—1,2 руб., капуста — 0,5 руб. за кг., растительное масло — 3—4 руб. за литр. При средней заработной плате в народном хозяйстве Донетчины 227 рублей в месяц такой рост цен на 25—40% был очень ощутим.

    Это вызывало многочисленные жалобы населения и резко отрицательное отношение к кооперативам.

    Негативные оценки в общественном мнении получила и индивидуальная торговля граждан промышленными товарами на вещевых рынках. Областные власти в условиях тотального и все обостряющегося дефицита были вынуждены принимать противоречивые решения. С одной стороны, стремясь смягчить кризис в удовлетворении потребностей населения промышленными товарами первой необходимости, они с осени 1988 г. разрешили открытие вещевых рынков в городах и поселках области. С другой стороны, местные органы власти пытались поставить цены этих рынков под контроль, максимально приблизив их к государственным. Периодическая печать того времени нередко сообщала о проведении рейдов по вещевым рынкам в соответствии с реализацией Специального указа Президиума Верховного Совета УССР. По этому указу граждан, торгующих по ценам, превышающим государственные, обвиняли в спекуляции с конфискацией товара и наложением штрафа. И тем не менее цены на вещевых рынках стабильно держались на уровне в 1,5—2,0 раза выше государственных. К примеру, мужские туфли продавали за 80 руб. (при госцене в 40—50 руб.), французские духи — за 100 руб. (при госцене 45—60 руб.), импортные женские колготки — за 10—15 руб. (при госцене в 7,5 руб.).

    В условиях товарного голода, большого неудовлетворенного спроса населения это было вполне естественно, т. е. спекуляция являлась следствием неспособности государства обеспечить граждан товарами и услугами. Но в общественном сознании индивидуальная торговля и частная инициатива однозначно ассоциировались с падением жизненного уровня большинства населения и нарушением социальной справедливости.

    Итак, ни одна из начатых М. Горбачевым экономических реформ не дала положительных результатов. Более того, они привели к непредвиденной реакции: в государственном секторе прочно воцарилась меновая бартерная экономика, а в частном — своего рода «экономика казино», в рамках которой новые предприниматели искали немедленной спекулятивной выгоды в ущерб развитию производства товаров и услуг с дальней перспективой.

    Самое красивое видео о Донбассе



    Другие новости по теме:
    Просмотров: 10812 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    D o n p a t r i o t . r u
     Издательство: Я патриот Донбасса.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
    Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
    .