Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив сайта
    Ноябрь 2017 (2)
    Август 2017 (4)
    Июль 2017 (2)
    Июнь 2017 (6)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (3)

    Развал угольной промышленности



    Кроме общих, характерных для всей страны трудностей, в Донецкой области были и специфические проблемы, связанные с состоянием дел в угольной промышленности.

    Неспокойная обстановка в коллективах угольных предприятий поддерживалась постоянно циркулирующими слухами о грядущем закрытии шахт из-за дороговизны донецкого угля, о скором завозе в регион кузбасского и казахстанского дешевого угля. Закрытие в мае 1989 г. шахты «Нижняя Крынка» в Макеевке, № 11 в Донецке и ряда других было воспринято горняками как подтверждение правдивости слухов, как «начало конца Донбасса».

    С целью снятия напряженности в шахтерских коллективах министр угольной промышленности Украины А. П. Фисун через областную печать давал разъяснения. Он подчеркнул, что именно начавшиеся экономические реформы заставили министерство решать судьбу каждого отдельного угольного предприятия Донбасса, опираясь на принцип хозрасчета. В зависимости от рентабельности шахты были разделены на 4 группы. При этом скорому закрытию в Донбассе подлежала 21 шахта из числа «старушек», с низкой производительностью труда и высокой себестоимостью угля. Однако рассуждения министра не успокоили горняков. Более того, с ними согласились не все экономисты. Специалисты угольной промышленности области опубликовали данные, согласно которым завоз угля из других регионов проблем не решал. По их подсчетам ежегодные убытки от деятельности нерентабельных шахт в оптовых ценах 1982 г. составляли 141,9 млн. руб., затраты же на транспортировку дешевого компенсационного угля из Кузбасса достигли бы 155,1 млн. руб. Иными словами, разъяснения А. П. Фисуна не только не разрядили обстановки в шахтерских коллективах, а, напротив, породили новые дискуссии.

    Кризис в угольной промышленности все более углублялся. Объективным показателем этого послужило заметное снижение капитальных вложений в отрасль. Только за I полугодие 1989 г. было приостановлено строительство и законсервировано 73 объекта на общую сумму в 89 млн. руб. Почти на столько же запланировано было уменьшить капиталовложения в отрасль на будущий 1990 год.

    Кроме того, угольные предприятия испытывали все возрастающие сложности с приобретением новой техники. Причем связано это было не только с нехваткой средств, как в предыдущие 2—3 года, но и с отсутствием хорошей техники для тонких пластов. Дело дошло до казусов. Не предложив ничего нового для антрацитовых пластов, машиностроители начали срочно осваивать выпуск комбайнов «Донбасс» послевоенного образца! Иными словами, шахтам предлагали технику, морально устаревшую на 40 лет!

    Напряженность в шахтерских коллективах усиливали и возрастающие социально-бытовые проблемы горняков и их семей. Большое неудовольствие шахтеров вызывало то, что в других отраслях промышленности заработная плата росла быстрее, чем в угольной. Долгие годы шахтеры по уровню зарплаты в регионе были вне конкуренции: в 1975 г. она превышала среднюю по области на 46%, в 1985 г. — на 40%. Однако с началом экономических реформ М. С. Горбачева положение изменилось. Коллективы многих предприятий, получивших финансовую самостоятельность, повышали заработную плату своим работникам вне всякой связи с другими экономическими показателями, произвольно. Шахтеры, не имевшие такой возможности, постепенно утратили свои лидирующие позиции. В 1988 г. их зарплата превышала среднюю в промышленности на 35%, а в I полугодии 1989 г. — всего на 25%. При этом тенденция дальнейшего сокращения разрыва не только сохранилась, но и усилилась. Для работников шахт обострился и жилищный вопрос. В 1989 г. выделение квартир угольщикам упало на 20% по сравнению с 1975 г., очередность на жилье в отрасли выросла в 1,5 раза против 1980 г.

    Заметно сократилось целевое выделение дефицитных товаров трудовым коллективам шахт. Для социализма характерно было наличие целой группы товаров, которые государством отнесены были к «предметам роскоши» — автомобили, ковры, изделия из натурального меха, мебельные гарнитуры и т. д. Спрос на них никогда не удовлетворялся полностью, поэтому с целью создания иллюзии социальной справедливости их распределяли по предприятиям. Шахтеры, традиционно считавшиеся «аристократией» советского рабочего класса, получали этих товаров значительно больше, чем, к примеру, работники легкой промышленности или бюджетной сферы. Так вот, к 1989 году эти поступления через закрытую систему распределения заметно снизились. В частности, легковых автомобилей шахтерам области в 1989 г. выделили в 1,6 раза меньше, чем в 1980 г. В условиях усиливающегося дефицита и невозможности приобрести названные товары через открытую торговлю, подобного рода ограничения были восприняты в шахтерских коллективах весьма болезненно. Напряжение усиливалось общими сложностями на потребительском рынке региона.

    Самое красивое видео о Донбассе



    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1173 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    D o n p a t r i o t . r u
     Издательство: Я патриот Донбасса.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
    Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
    .