Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив сайта
    Ноябрь 2017 (2)
    Август 2017 (4)
    Июль 2017 (2)
    Июнь 2017 (6)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (3)

    Образование и культура в 1920-е годы



    В конце 1915 г. министр народного просвещения граф П. Н. Игнатьев внес в Государственную думу для утверждения проект сметы расходов по народному образованию на следующий год, где указывалось, что всего в стране имелось 5 высших технических заведений, 34 средних, 29 низших технических, 36 ремесленных училищ, 32 школы для ремесленных учеников, 171 низшая ремесленная школа, 68 различных профессиональных школ, 200 профессиональных курсов и классов и 761 класс ручного труда. В Донбассе имелось всего 8 профессиональных школ, в которых обучалось около 700 человек.

    В качестве одной из своих важнейших задач большевики ставили осуществление так называемой «культурной революции». Необходимо было начинать с азов, добиваясь поголовной грамотности. В 1921 г. в Донецкой губернии создаются пункты и школы по ликвидации неграмотности (ликпункты и школы ликбеза). В апреле 1924 г. журнал «Просвещение Донбасса» сообщал, что ликвидация неграмотности проходит очень слабо: из 35 тыс. неграмотных членов профсоюзов обучено всего 7 тыс. На селе ситуация была еще хуже: из 475 тыс. неграмотных крестьян было обучено только 5 тыс. Помимо нехватки средств сказывалось то, что многие шахтеры, строители, химики были сезонными рабочими, прибывшими в Донбасс временно, чтобы заработать на покупку лошади или инвентаря. Они не видели необходимости даже в начальном образовании. Именно поэтому организации общества «Долой неграмотность», Губграмчека не только искали средства для содержания ликпунктов и школ ликбеза, а вели пропаганду необходимости обучения.

    Одновременно с ликвидацией неграмотности было решено создать сеть школ для малограмотных взрослых, которых было 90 тыс. Предусматривалось, что в городе будут обучаться ежегодно по 5 раз 800 групп из 25—30 человек, а в селе — 3 раза.

    Только за три года на эти цели было необходимо 7 миллионов золотых рублей — громадная по тем временам сумма. Поэтому после длительных дискуссий приняли решение отказаться от «немедленного и полного удовлетворения нужды в просвещении решительно всех слоев населения». Губернский отдел народного образования стал на путь «ударности»: в рабочем Донбассе в первую очередь создавались просветительные учреждения для организованного пролетариата, затем — для беднейшего крестьянства и в последнюю очередь — для остального населения. Такой подход объяснялся тем, что профсоюзы вместе с хозяйственными органами приняли на свое полное обеспечение значительную часть просветительных учреждений (271 из 309), существовавших в городах и рабочих поселках, а также 13 профтехшкол. В 1922 г. в Донбассе система профессионального образования рабочих включала 24 школы фабзавуча (2340 учащихся), 7 домов подростков (360 чел.), 2 вечерних техникума (178 чел.), 34 рабочих курса (2560 чел.) и 3 научно- физических кабинета.

    Более высокой ступенью являлась система индустриально-технического образования, в которую входили 5 техникумов (Юзовский горно-механический, Таганрогский металлургический, Бахмутский механико-электротехнический, Горловский и Лисичанский горные). В те годы техникумы давали хотя и узкое, но высшее образование. В Донбассе также работали кооперативный, музыкальный техникумы, 2 медицинские, 3 музыкальные и 2 художественные школы, в которых обучалось более 1200 человек.

    Для получения специального сельскохозяйственного образования к 1922 г.. были созданы Луганский сельхозтехникум, Каменская, Власовская и Таганрогская профшколы, четыре переходные школы, две лесных, а также землемерные курсы. В этих заведениях обучалось 620 человек.

    Преподавателей не хватало, их в начале 20-х годов готовили лишь на шести трехгодичных курсах (697 чел.) и двух краткосрочных курсах (213).

    Надо было учить и детей. Школы социального воспитания, предназначенные именно для этого, испытывали особенные трудности. Среднее (семилетнее) образование мог получить далеко не каждый — школам не хватало средств. В основном заканчивали первую ступень (концентр) 3 или 4 группы и получали начальное образование.

    Осенью 1922 г. в газетах РСФСР и Украины проходила дискуссия: где взять деньги для школы. Предполагалось либо сделать школы платными, отказавшись от советской политики в области народного образования, либо закрыть многие из них. Выхода, казалось, не было. Донецкий губнаробраз, отражая настроения рабочего центра, нашел третий путь — ввел денежное обложение. Аргументировалось это следующим образом. В дореволюционный период плата за обучение означала получение права на образование. Новый подход — так называемые взносы обложения — означал лишь добровольное участие родителей в хозяйственном обеспечении просветительного учреждения. Если раньше неуплата родителями за обучение означала исключение ученика из школы, то по новому положению этого не было.

    В 1923 г. в Донецкой губернии числилось 2118 учреждений социального воспитания. Из них 1750 трудовых школ (3,3% из них не работали). На средства родителей и населения содержались 66% школ, 14,1% получали деньги из местного бюджета, 7,3% существовали на средства профсоюзов и только 3,5% — за счет наркомата просвещения. Хотя еще год назад наркомпрос содержал более половины школ в губернии.

    За короткий период времени произошли резкие изменения, причинами которых были, главным образом, переход к жесткому бюджету и широкое привлечение населения к содержанию школ на договорных началах.

    Параллельно велись поиски иных путей материального обеспечения школ. В Шахтинском уезде начали такой эксперимент: каждая волость выделила специальный земельный фонд, хозяйственное использование которого и давало средства для содержания просветительных учреждений. Это ставило их вне зависимости от обеспеченных слоев населения, создавало прочную материальную базу просвещению.

    Следующей важнейшей задачей Донецкого губнаробраза было просвещение беднейшего крестьянства. 2 октября 1921 г. сессия губисполкома декретировала самообложение на просветительные нужды в селе. Работники губернского и уездных отделов народного образования выехали в села для агитационной работы. Несмотря на голод, поразивший губернию, к апрелю 1922 г. было собрано 26 миллиардов рублей (образца 1921 г.) и небольшое количество продуктов. Это была сумма, равная той, которую народный комиссариат просвещения Украины выделил Донбассу на 5 месяцев. Средств хватило на содержание просветительных учреждений до марта, после чего начались перебои в оплате работников школ — к 1 июня 1922 г. 16 тысяч учителей не получили зарплату.

    Чтобы обеспечить учителям средства к существованию, стали внедрять так называемое «хозяйственное обрастание» — засев земельных участков при школах-семилетках и детских домах. Благодаря энергии работников просвещения и содействию Советов и земельных органов в первый же год в Донбассе при всех просветительных учреждениях было засеяно 2000 десятин земли (2200 гектаров). Губисполком отменил погашение детскими учреждениями полученной семенной ссуды, что увеличило результаты посевной кампании.

    К сентябрю 1922 г. было проведено пять губернских съездов по просвещению, решавших не только проблемы материального обеспечения школ, но и организационные и методические вопросы.

    По статистическим данным, в 1922 г. учителя сельских школ получили оплату труда хлебом, собранным по договорам у населения. Но если в Мариупольском уезде им выдавалось по 2—3 пуда в месяц, то в Шахтинском — до 11,5, а в среднем по губернии — по 6— 7 пудов.

    Невиданный голод 1921—1922 гг. выбросил на улицы тысячи беспомощных детей. Кошмарные картины голодных смертей, преступности, детской проституции потрясли весь мир. И борьба с этой бедой в первой половине 20-х годов оттеснила на второй план все другие заботы органов просвещения. Работа прежде всего была сосредоточена на создании особого типа детских воспитательно-образовательных учреждений — детских домов. По разрабатывавшейся в те годы теории советского социального воспитания детский дом представлял собой ячейку общества, в которой ребенок воспитывается в духе коллективизма, с малых лет приучается к коллективным навыкам, к коллективному сознанию, приучается осознавать себя частью единого целого. А в качестве идеала выдвигалось положение, при котором существующая школа должна была поглотиться детским домом, устраняющим влияние семьи. К счастью, жизнь уже тогда отбросила подобные крайности.

    В декабре 1921 г. в Донецкой губернии был 261 детский дом, где находилось 19792 ребенка. Примерно столько же беспризорников оставалось на улице. Поэтому создавались коллекторы-распределители по устройству этих детей, открывались дневные детские дома, детские сады при школах-семилетках, детские площадки. 71 детский дом был прикреплен к богатым хозяйственным организациям — шахтам и заводам. Беспризорных детей передавали на попечение богатым частным лицам, вначале на принципах добровольности, а затем пришлось перейти к принудительному патронированию. К началу 1923 г. около 1500 детей в губернии имели опекунов.

    Но несмотря на все это, проблема снижения детских правонарушений и борьбы с преступностью не исчезала. Повсеместно создавались комиссии по делам несовершеннолетних, а в Таганроге, Мариуполе и Луганске были организованы так называемые полуреформатории — учреждения социальной реабилитации малолетних правонарушителей.

    Уже с 1920 года по требованию жителей поселков и городов Донбасса открывались рабочие клубы и красные уголки. Они нередко размещались в старых ветхих помещениях, совершенно не приспособленных для массовой работы. К1923 г. в Донбассе работали 127 рабочих клубов, а через год — почти вдвое больше. В 1924 г. рудничные комитеты под руководством Донецкого губотдела профсоюза горнорабочих начали строительство клубов на свои средства, первый такой клуб появился на Боково-Антрацитовом руднике. А в марте 1925 г. на V Донецком съезде профсоюзов было решено строить клубы-театры (получившие позднее название дворцы культуры) в первую очередь на восьми крупнейших рудниках — Горловском, Щербиновском, Краснотворческом (Рутченково), Петровском, Брянском, Енакиевском, Гришинском и Рыковском. Было создано строительное бюро по проектированию и организации работ и за сезон 1926—1927 гг. построено не 6—8, а 12 дворцов культуры. В них, а также в красных уголках при шахтах, заводах, рабочих общежитиях действовали кружки, проводились вечера вопросов и ответов, читка газет, лекции, беседы.

    В сельской местности открывались хаты-читальни, сельбуды, красные уголки, многие из которых содержались на средства местного населения.

    На 1 января 1923 г. в губернии работали 124 общедоступные библиотеки, 7 селянских домов, 135 клубов, 43 хаты-читальни, 52 «Просвиты», 84 театра (дома культуры), 32 кинотеатра, 4 музея, 1 студия. А к осени 1925 г. количество сельбудов увеличилось в 35, хат-читален — в 4 раза.

    Показательны такие цифры: если до 1917 г. в губернии было 44 библиотеки, то к 1923 г. открылось еще 67, из них 55 в сельской местности. В городских библиотеках в 1923 г. было 209753 книги, в поселковых — 5019, а в сельских — 54293. По меркам сегодняшнего дня число читателей было ограниченным: в городских библиотеках губернии — 18866 чел., в поселковых — 920, в сельских — 7748. Крупных библиотек (с числом книг более 10 тыс.) было всего 7, а 80,7% библиотек имели 150 и менее книг.

    Но в целом просветительская и культурная работа в 1920-е годы была наиболее слабым местом в Донбассе. Деятели искусства, работавшие на периферии, часто «развлекали» неискушенного зрителя откровенной халтурой. Сюда поступали далеко не лучшие фильмы, приезжали невысокого художественного достоинства театральные и эстрадные группы.

    Самое красивое видео о Донбассе



    Другие новости по теме:
    Просмотров: 7025 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    D o n p a t r i o t . r u
     Издательство: Я патриот Донбасса.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
    Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
    .