Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Архив сайта
Июнь 2017 (5)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)

Дума о пращурах



Дикое Поле! Каким ты с виду только не было с незапамятных времен...

В доледниковый период, как сказывают ученые мужи, на всей твоей территории сплошь высились горы и шумели дремучие, девственные леса. Да ледник, надвинувшийся с севера, слизал их подчистую, оставив лишь возвышающийся над уровнем Азовского моря Донецкий кряж и пустынную равнину с торчащими по ней вразброс холмами. А когда в здешних краях после многолетнего таянья льдов и последующего стойкого потепления снова похолодало, донецкая степь обратилась в настоящую тундру, кое-где погорбленную буграми. И в ней уже обреталась наравне с давно прижившимися степными обитателями — дикими лошадьми, ослами, зубрами, сайгаками — также и северные песцы, мелкие грызуны-леменги, олени.

Но каким бы ни было в прошлом место нашего нынешнего обитания, оно для каждого из нас — искони нашенское, родное, как колыбель матери.

Дикое Поле! Как же только не называли тебя в старую старину...

И Киммерийской, и Скифской землей, и Сарматской, и Кипчакской, или Куманской, или Половецкой, Золотоордынской и Ногайской... На иноверческий манер, ибо пришлые степняки волна за волной, из века в век кочевали по твоим вольным славянским просторам, присваивая все, чем ты было богато, вплоть до собственного имени.

Но это земля наших предков, которые издавна нарекали ее по-своему, по-нашему — Дикой степью.

Оттого мы и зовем тебя неизменно ласково — родным.

Да и как иначе, если мы и вправду Дажбожьи отпрыски, и это наша отчина?

Дикое Поле! И кто только не обживал тебя с тех же незапамятных времен...

Далекие иль близкие были нам по крови тутошние жители в стародавность, все равно они наши предшественники на донецкой земле, которая досталась нам от них в единонаследие. Считай, пращуры! И потому небезынтересны для потомков.

Но сквозь даль веков никаким сверхвоображением не вызвать воочию зримого их облика, не восстановить, не воскресить его в точности.

Можно лишь догадываться об их мыслях и чувствах, поскольку они тоже были земные, смертные люди, которых наверняка заботило в прадавние времена то же самое, что и нас, живущих на рубеже второго и третьего тысячелетий, заботит — как выжить в суровой природе, коль уж независимо от нашей воли и желания была свыше дадена жизнь, и при всегдашних непростых, уже зависящих от самих людей, отношений между собой.

Кто первым пришел сюда, в эту когдашнюю, за многие тысячи лет до рождения Христа, необжитую глухомань?

Пожалуй, одним только археологам и дано поведать о далеких наших пращурах. Да и то скупо и сбивчиво, поскольку века в недрах донецкой земли, как и в любой другой стороне, попроваливались друг в друга — новокаменный в среднекаменный, среднекаменный в древнекаменный, смешали орудия людского труда и боевую амуницию ратников, из одних рук вложили в другие, так что и разобраться, кто когда жил и чем занимался, нелегко.

Благодаря их раскопкам и поискам стало достоверно известным лишь то, что на Диком Поле люди жили уже в III и во II тысячелетиях до нашей эры, еще в палеолите. Об этом засвидетельствовали найденные ими в бассейнах рек Волчьей и Сухих Ялов скребла для очистки звериных шкур и расщепленный для этой же цели и отточенный кремень, и дискообразные ядра с того же кремния; в прибрежье Крынки — сделанные из костей зубров метательные снаряды для охоты, зубило, а в Мыновском Яру Святогорья даже топоры. В 1860 году некий горный инженер наткнулся неподалеку от Бахмута на доисторические выработки медной руды, на шлаки, на использованный древесный и каменный уголь, в рудниках шахтеры находили каменные и бронзовые топоры.

Затем археологам удалось отыскать медные, золотые и неметаллические украшения в древних захоронениях, в которых покойников укладывали лицом к небу, а сверху зачем-то посыпали красной краской. Найдены были и гончарные изделия. Посуда с плоским дном, какая была тогда в обиходе.

Отсюда сам по себе напрашивается вывод, что древние вели оседлый образ жизни, ходили в одежде, сшитой из шкур, занимались скотоводством, владели навыками мотыжного и пашенного земледелия, обжигали глину и металл, изготовляли орудия труда, возы, ритуальные предметы и изделия на продажу в большие города на Днепре, которые были ближе всего к ним. А для местожительства избрали живописную местность от Северского Донца по Кальмиусу и близлежащим речкам до Азовского моря. Как и до Припяти. Вот в этих пределах и жили породненные племена, то бишь наши подлинные пращуры, стародавнее население нынешней Украины. Поначалу они объединены были так называемой ямной и срубной, а затем Донецко-Днепровской культурой.

В I тысячелетии до нашей эры в Приазовских степях появляются индо-иранские племена, которые сыграли видную роль в истории крупнейших цивилизаций древности — античной Греции, стран Малой Азии и Ближнего Востока. По преданию, в их воинстве служили амазонки, которые носились на скакунах, метко стреляли из лука, не менее метко метали копья, для чего нужно было обладать ухватистой силой. А чтобы все жизненные соки собирались в правой руке, их матери выжигали дочерям правую грудь. Диву даешься их мужеству и воинственности!

В письменных древних источниках ираноязычные племена, жившие в наших степях, а это было за десять веков до рождения Христа, называются киммерийцами.

В последующих веках они совместно с фракийцами совершают походы в Малую Азию, ведут многочисленные войны со своими ближними и дальними соседями.

А в начале VII века до нашей эры киммерийцы терпят поражение от ассирийского царя Ассархадона; тем не менее, все же сохраняют свое историческое значение надолго.

Одно из самых крупных поселений киммерийцев археологи обнаружили вблизи Каменных Могил, в верховьях реки Каратыш.

Во второй половине того же VII века в Причерноморских и Приазовских степях объявляются скифы, которые сами себя называли сколотами. Они вытеснили киммерийцев и обосновались в этих местах на все пятьсот лет.

Но вот из-за Дона явились сарматы и осели в Приазовье и Причерноморье вплоть до III века нашей эры. Это от них, скорее всего, пошли названия больших рек — Дон, Днепр, Днестр, Дунай, так как на древнерусском «дана» означало — речка. Они же, не исключено, и предопределили название Русь — от сарматского племени роксоланов, то есть светлокудрых, светлолицых, светлооких.

Потом сарматов разгромили гунны и окончательно уничтожили готы...

Бог мой, какой замедленно-кровавый калейдоскоп истории! На временном отдалении все выглядит страшной сказкой, вовсе не былью.

...А вслед за тем сюда хлынули волна за волной азиатские кочевники — печенеги, торки, хазары. Их манили здешние вольные просторы, немеряные пастбища и выгулы беспредельные под открытым небом, водопои на степных реках с доброй водой.

В борьбе с ними исподволь происходило объединение прославянских племен. Именно упреждающие и отпорные боевые походы в эти пределы способствовали созданию союзов, получивших в VI—VII веках нашей эры общее название — Русь, а с тем и всего государства — Киевская Русь.

Хотя в «Повести временных лет» сказано: «В лето 6360 (852), когда начал царствовать в Греции Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот с этой поры начнем и числа положим».

Что ж, можно довериться греческому летописцу, смотревшему на то, что деется в мире, из-за крепостной стены Царьграда и запомнившему одну свою беду, какую принесли им славяне в своем содружестве.

Но нам-то свое тоже дорого и близко, и виднее, стало быть.

Ведь до греков, болгар, хазар, печенегов, торков и половцев были еще и тюркоязычные авары, которые вторглись из Азии и которых летописец «Повести временных лет» называет обрами. И вторжение их случилось задолго до Царьграда. Еще тогда славяне, объединившись, дали им такой отпор, что от них и следа не осталось: «В те же времена были и обры. Эти обры воевали против славян и покорили дулебов, также славян. И творили обры много зла женам дулебским: если поедет куда обрин, то не давал запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь трех, четырех или пятерых жен в телегу и везти его — обрина. И так мучили дулебов. Были же обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни единого обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: "Погибли, как обры"».

Бог-то Бог, однако, как у нас говорят, на него надейся, а сам не плошай. И думается, обринов все же одолели сообща славяне, пусть и с божьей помощью.

Что же касаемо болгар и хазар, то им досталось от князя Святослава Игоревича. В походах «не имел он шатра, но спал подослав потник, с седлом в головах. А прежде посылал своих воинов в иные страны со словами: «Иду на вы».

Сказывают, что Святослав Игоревич, разгромив хазар и разрушив их город Саркел в устье Дона, основал на побережье моря, где-то близ нынешнего Мариуполя, новый город — Бел-город, который спустя много времени татары переименовали на свой лад — в Бело-сарай. Правда, нет ли, а песчаную косу, что поблизости того места, называют и доныне Белосарайской. Как отголосок минувшины!

Печенегов же, донимавших без конца Русь, усмирил в жестокой сечи Ярослав Мудрый.

А Владимир Мономах дал достойный отпор половцам, которые пришли в Приазовские степи в XI веке. На востоке их называли кипчаками, на западе — куманами, или половцами. Они-то, скорее всего, и понаставили на нашей земле своих идолов — каменных баб. Хотя многие историки называют их скифскими.

Если судить даже по числу оставленных рукотворных идолов в нашем крае (а их в недавнем прошлом до тысячи набиралось при беглом подсчете!), то центром половецкой земли была наша, донецкая земля.

На протяжении двух веков половцы совершали отсюда опустошительные набеги на Русские земли, в том числе и на Киевскую Русь, обирая города и села и угоняя в полон людей безвинных.

Князья Руси, вновь разобщенные к тому времени из-за бесконечных междоусобиц, не раз пытались отомстить кочевникам. Да зачастую их ратные походы заканчивались плачевно. И при битве на реке Каяла, и на Калке, которые находились в пределах тогдашнего Дикого Поля, «земли незнаемой». Ибо: «Из-за усобиц ведь стало насилие от земли Половецкой».

И вековым эхом доносится до нас плач Ярославны на стене Путивля-города: «О Днепр Славутич! Ты пробил каменные горы (то бишь пороги) сквозь землю Половецкую...» Опять же речь идет о нашей стороне.

Лишь в конце XII века набеги мало-помалу прекратились. Потому как стали половцы и русичи замирятся, в родство входить — киевские князья оженивали своих сыновей на половчанках, а половцы отдавали дочерей к ним в замужество, и наоборот. Из супротивников обращаться в родичей.

Словом, не одной силой решались тогдашние территориальные проблемы и внутренний разброд с разладами да разногласиями, а уже как бы и удельно-племенная семейная политика зарождалась.

И вновь, и вновь — в который-то раз! — возобновилось проникновение славян в южные Приазовские степи.

Да тут, откуда ни возьмись, навалой обрушилось татаро-монгольское нашествие. И на этот раз были биты дружины русичей вместе с половецкими отрядами на той же реке Калка.

После завоевания киевских и русских княжеств хозяином Причерноморских и Приазовских степей надолго стала Золотая Орда, государство монголо-татар.

Чуть менее ста лет пребывали здешние степи в относительном покое. А затем снова всколыхнулись — уже от яростной битвы золотоордынского хана Мамая и его соплеменника, тоже хана, Тохтамыша. Разгромленный и посрамленный Мамай бежал в Крым. И оттуда то и дело пытался подхватить на летучее копье своего бывшего соратника.

А как в XV веке Золотая Орда вовсе распалась, в Приазовских степях обосновались ногайцы, выходцы из Северного Кавказа. Тоже кочевники...

Дикое Поле! Сколь ж ты вытерпело всего, сколько вынесло и сколько видело, сколько слышало непотребного? В твоих ветрах и доныне чудится отголосок, будто плач скорбный, той тревожной, кровавой, кочевой минувшины, когда ты переходило из рук в руки, из рук в руки...

И степи в водоразделе меж Днепром и Доном обезлюдели, пришли в запустение, одичали. Оттого-то и нарекли их так славяне — Дикое Поле.

И только в конце XV и в начале XVI веков на этих пустынных землях возникли постоянные людские жилища — первые хутора и слободы казаков — свободного вооруженного населения, умевшего, впрочем, и хорошо хозяйствовать; на них-то и было возложено Российской Империей защищать южные рубежи от набегов ногайцев и крымских татар. Вплоть до XVII века некоторые улусы Большой Ногайской Орды все еще кочевали по Кальмиусу, Бердам и Молочным водам, продолжая с прежней прицепливостью и неугомонной лютостью совершать набеги на соседние государства.

Войны в наших степях сникли лишь к началу восьмидесятых годов XVII века, когда было заключено перемирие с Турцией и Крымским ханством.

А в начале XVIII и в середине XIX веков, в особенности же после ликвидации Запорожской Сечи царским правительством, заопасавшимся ее неповиновения, Дикое Поле перешло в состав Российской империи, и самодержцы, дабы освоить благодатный край, богатый полезными ископаемыми, взялись наскоро заселять его греками, сербами, болгарами, венграми и другими выходцами из Балканских стран, бежавшими из-под турецкого ига в Австрию...

Какого только люда не перебывало на тебе, Дикое Поле! С незапамятных времен и по сию пору.

И какой только крови не подмешано в нашу, славянскую! Текут себе в одном русле, по временам, как недруги, то бунтуя, то усмиряясь, выказывая тот или иной норов, порой, казалось бы, ничуть не совместимый в одном и том же человеке.

Кого же в таком разе поминать доброй памятью? Кого проклинать? И кого из них, в конце концов, считать своими пращурами?

По мне, так — всех! Без разбору. Ведь они в большинстве своем стали прахом этой земли на веки вечные. А она для нас — роднее родной.

"Думы о Донбассе"
Иван Костыря, 2000

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 1094 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.