Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Архив сайта
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (3)

Дума о каменных могилах



Могила Мечетная, Могилы Картушанские, Могилы Пяти Братьев, Передериева Могила, Саур-Могила, Корсак-Могила, Токмак-Могила, Бельмак-Могила, Кусунгур-Могила, Каменные Могилы. И чуть пониже первых, в том же Приазовье, — Капитан-Могила, Медведь-Могила, Дворянские Могилы, а много севернее — Могила Горелый Пень и Архангельская Могила. А еще скифские могильники и Половецкий вал... А еще ведь и безымянные казачьи могилы-курганы, насыпанные, по поверьям, шапками побратимов, а теперь уж оплывшие от времени и пораспаханные всюду или превращенные в поднятые над землей водоемы для орошения полей современными неоглядными земледельцами, для которых, пожалуй, уж ничего святого не осталось в подлунном мире, окромя дохода.

А еще ведь и братские могилы гражданской войны и Великой Отечественной, которая чудовищно пропахала бомбами и снарядами донецкую землю вдоль и поперек, захватывая этой неслыханной пахотой ее от Северского Донца до Азовского моря, да так, что местами обнажила древнейшие кряжистые породы.

А еще и терриконы, старые и новые, побившие будто муравейники угольную землю нашу — они ведь тоже напоминают курганные могилы, символизируя не только о трудовой славе добытчиков подземного солнца, но как бы являются и памятниками тем, кто работал в земных недрах, что называется, глубже могил, и кто погиб в подземной стихии, заботясь не столько о хлебе насущном, сколько о благе землян...

Воистину могильная земля!

Однако она оживает, живет и будет вечно жить в легендах, преданиях, народных думах и былях об этих зримых и невидимых, стертых безжалостным временем, сотворенных Богом и природой, и рукотворных могилах человека, который, все больше неистовствуя, продолжает на стыке тысячелетий нынешних исступленно разделять меж собой и преобразовывать землю-кормилицу до неузнаваемости. Прости, Господи! Ибо мы и вправду не ведаем, что творим... Хотя вроде бы и не беспамятны. И покуда при своем уме.

Думы, легенды и были, словно отторгнувшись от нас, смертных, как дух, переживут и наш тлен.

Ими, будто венком бессмертия, увиты и Каменные Могилы на донецкой земле, когдашнем Диком Поле.

Из поднебесья Каменные Могилы кажутся то химерными, то величавыми средь бескрайней степи.

Откуда бы к ним не приближался — то ли с юго-востока, то ли с юго-запада, то ли с севера, — все окрест изрезано глубокими балками и оврагами, и буераками, забитыми непролазным терновником, подступы к ним выглядят каменистым плоскогорьем. Но с востока, где они омываются речкой Каратыш, Каменные Могилы предстают твоему взору неприступными, закрывая впереди чуть ли не полнеба.

А уж когда доберешься до них и ступишь на их замшелые камни, и вовсе покажутся обособленными горами, со своими грядами и ущельями, гротами, обрывами, крутыми голыми скальными отвесами. Из расщелин выбиваются наружу кусты кизильника, таволги и шиповника. Между грядами горными седловина вгибается до самой долины, по дну которой пролегает русло давным-давно высохшей речки Каратюк. В вышине пять вершин макают свои верхотуры в небесную синь, а внизу — каменистая степь, покрытая сплошь голубым и желтым, и сиреневым: волнуются под ветром ковыль, папоротник, желтый тюльпан гранитный, ландыш, тысячелистник, пырей, кермек, гиацинты, адонис и горицвет, чабрец, шалфей, сон-трава свешивает долу сиренево-синие колокольчики, словно дремлет, — говорят, если положить их под голову на ночь, то увидишь будущее...

Прямо диковина: степная страна в горной! И многое из того, что произрастает здесь, — редкостное явление не в одном Донбассе, а и во всей Украине и занесено в Красную книгу как реликт.

Таков же диковинный и животный мир заповедника: чекан-каменка, сычи, горлицы, иволги, сорокопуты-жуланы; слепыш, заяц-русак, хорек, ласка, ежики ушастые; у подножий скал кишмя кишат ящерицы всех видов, степные гадюки, встречаются полозы и медянки.

И непрерывно дуют ветры над Могилами. Особенно же по осени, когда все окрест буреет, никнет под ненастьем.

Вслушиваешься в ветровой пронзительный свист, и в нем чудится эхо прошлого — отголоски тех битв, которые разыгрывались на Диком Поле бог весть когда.

Неужто и есть это то самое «место каменистое», на котором ютился в осаде лагерь обреченного на позорную гибель киевского князя Мстислава Романовича? Когда, как сказано в Новгородской летописи, случилась «бысть на Кадках брань великая...» И вся округа Каменных Могил стала тогда всеобщей могилой для славян и для кочевных иноверцев. И прикоснувшись к любому из их камней, не обагришь руку кровью? От такого наваждения, право, трудно отрешиться.

Ну никак не хочется сердцу соглашаться с доводами ученых умов, что Каменные Могилы — есть восточный край Азово-Подольского кристаллического массива, простирающегося с запада на восток и северо-восток вдоль побережья Азовского моря, а границами ему служат на западе река Молочная, на востоке — Кальмиус, северным же краем он соседствует с Донецким кряжем, а на юге — с Приазовской низменностью.

Или попросту — выходами гранитов. Якобы около двух миллиардов лет тому назад в результате тектонических процессов на поверхности земли появились граниты, которые в наше время принято называть Каменными Могилами. И раньше они имели такой вид: гранитное плато с двумя грядами возвышающихся скал. В центре этого урочища — четырехглавая гора высотой до двух тысяч метров, вершины которой прятались в вечно клубящихся темно-багровых облаках докемберийского неба. Плато в нескольких местах прорезали ручьи, из коих до настоящего времени сохранились Каратыш и Каратюк, да и то последний иссяк. Затем лишайники изменили граниты. Появились и папоротники. Вместе с формированием почвенного слоя на смену горному пришел горно-лесной и горно-луговой ландшафты...

Что спорить? Наверняка все так и было, наверняка все так и есть, как утверждают ученые мужи. А право же, как скучно!

Но коль так, то, быть может, граниты эти начинаются с Днепровых круч, со знаменитых каменных порогов близ запорожского острова Хортица? Там, где по свидетельству летописца, «Днепр прорезал Половецкую землю», то бишь Дикое Поле.

Нет, сердцу все-таки куда милее живые легенды, предания, были и небыли, коими издавна увенчаны Каменные Могилы!

Если верить археологам, человек появился в здешних местах в эпоху палеолита, много тысяч лет назад, — их стоянки обнаружены сравнительно недавно и неподалеку от Каменных Могил.

И можно представить, какой священный трепет вызывали у древнего человека гранитные громады в степи! Им поклонялись, их обожествляли, использовали как культовое сооружение, созданное высшими таинственными силами. Даже считали местожительством богов.

А потом древние впали в иное суеверие. И одну гору считали Чудо-Юдом, другую — Бабой Ягой, третью — Слоном, полагая, что слоны уходят перед смертью в долину меж гор, прозванную Долиной Смерти, и это был их последний путь на склонах: дух еще не покинул животных, еще вел до последней жизненной черты, переставляя ноги, а остальной плотью они уже были там, за пределами жизни.

Думали и по-другому: убеждены были, что Каменные Могилы сотворил некий одноглазый великан-циклоп, который в незапамятные времена вырыл на этом месте для своих сородичей большие, соответственно их величине, могилы и прикрыл их преогромными камнями... Память далеких предков тутошних жителей, а затем и потомков, хранила и хранит предание об этом до нынешнего времени.

Со временем Долину Смерти стали называть Долиной Привидений, а еще позже — Долиной Масок.

Пять же вершин на двух грядах нарекли каждую по-своему.

Те, что неприступно нависают над Каратышем, прозвали Витязем и Панорамой. А которая чуть поодаль — Острой. Между Витязем и Панорамой находятся Ворота Солнца — ежеутренне солнце оттуда появляется, при этом Витязь покрывается дымкой или мглой, наподобие солнцезащитной накидки или вуали. Затем светило поднимается в зенит, освещает впадину меж горами, собственно Долину Привидений или Масок, и снова закатывается за скалы. Одна из них именуется Лягушкой либо Жабой. А рядом — Медведица с маленьким Медвежонком, глядящим на запад. В то время как Лягушка устремила свой взор на восток, в сторону восходящего солнца. К подножию Острой идет Динозавр или Бегемот. На Острой обнаружены были вырезанные в камне надпись и тевтонский меч, но расшифровать, что сие означает не удалось и доныне.

Таят, таят в себе Каменные Могилы память о давнем прошлом! А ведь они были свидетелями многих драматических событий, разыгрывавшихся в их виду за много веков до наших дней. Но молчат камни — свидетели немые. И лишь легенды и предания, передаваемые из поколения в поколение, способны хоть отчасти утолить настырную, неодолимую, идущую из глубины сердца, словно зов предков, потребность как-то прозреть канувшее в лету и явственно представить его. Сердце готово уверовать в них, как в взаправдашние, принять их за бывальщины и были.

Ютится средь скал Скорбящая Вдова. А может, и не одна она была, да время не пощадило. Ибо сюда в 1223 году, после страшной битвы на Калке, устремились многие жены, матери, сестры, чтобы отыскать среди погибших своих близких русичей. Узрев неслыханное, никогда не виданное допрежь побоище, одна из жен, по преданию, так и окаменела на месте.

Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с русскими князьями, супротивники послали, те — со своей стороны, а те — со своей, в разведку пронырливую Тыпчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имени Ковыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Озарила луна их ярким светом в тот миг. Девушку поразила сказочная красота молодого русича. И он тоже был пленен ее несказанным видом. Не смогли они убить друг друга. Как не могли и предать своих. Когда на землю пали первые лучи, их увидели вместе стоящими в горах.

— Измена! — закричали противоборствующие стороны.

С обеих станов полетели в них стрелы. Да высоко — не достать. Но и казнить их не успели.

Влюбленные бросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.

Там, где упали капли их крови, выросли травы — низкий тыпчак и высокий ковыль. Природа же увековечила влюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу головами.

Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.

Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос-Вердер, и вправду из уст в уста передавалась легенда о том, что действительно на этом месте в старину находился прекрасный город с великолепными дворцами, в одном из которых жила молодая королева.

Никто не знал, отчего город превратился в каменные нагромождения, только поговаривали, что его можно восстановить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в одиннадцать часов та королева появляется-де на самом высоком камне, а возле нее — чудесный цветок, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юноша, который никого и ничего не боялся.

Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в одиннадцать часов увидел королеву на камне, а возле нее — желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и каменное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю — такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.

Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цветок диковинный.

— Смотри! — сказал юноша и дал ему в руки цветок.

И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не осмелился.

Так и остался загадочный, зачарованный город, не спасенный никем по сию пору.

А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

По весне в Каменных Могилах цветут терен и боярышник, они белыми облаками жмутся к подножиям скал. А в степной их юдоли, некогда юдоли печали и скорби, ярко-желто пламенеет, прямо золотится адонис, в просторечии — горицвет.

По осени же от созревающего шиповника горы будто кровинками усыпаны.

И невольно вспоминается легенда о прекрасной, но непродолжительной любви сказочно красивого сына царя Кипра Адониса и богини любви и красоты Афродиты. Однажды ночью Адонис охотился за большим вепрем и был ранен смертельно. Афродита пошла на его поиски. Острые камни, шипы терновника и шиповника ранили ноги и белоснежное тело богини. С тех пор шиповник, обагренный капельками ее крови, и алеет вечно. А в память о любимом Афродита попросила богов, чтобы из капелек его крови выросло растение. Горе ее растрогало властителя подземного царства теней и умерших, он стал каждую весну отпускать Адониса на землю в облике первоцвета — адониса.

Невозможно отрешиться от ощущения, что именно здесь, в этих донецких заповедных местах, как раз все и происходило. И сопричастным был ко всему здешний пособник подземного властелина, некий Слепош, самовозведенный в этот ранг из обыкновенного слепыша.

Воздух весной и летом полнится голосами сорок, славок, кукушек, жаворонков, по вечерам ухают совы, чертят притемневшее небо стрижи и щуры, гнездятся в близких камышах вдоль приречья Каратыша козодои и камышовки, чибисы, носится крылатый хищник лунь.     

Над Каменными Могилами — высокое небо; пьянящая свежестью и первозданной чистотой лазурь струится на их вершины. И подувает непрестанный ветерок, под которым волнуются, уходят волнами к подножиям по предгорьям и плату из донецкой степи травы, коих никогда не касался лемех плуга, и цветы самых разных колеров и оттенков.

- Музей творений из камня под открытым небом, — вздыхает, восхищенно блестя глазами и просияв лицом, Виктор Сиренко, главный хранитель и нынешний хозяин этого заповедника.

- Да, храм природы, — вторит ему жена Наталья.

Поселившись здесь по окончании института и вобрав трепетной душой все здешние легенды, предания и были, они уже сами стали как бы легендой этого края.

Да будут и нам, сердце, все эти правдоподобные легенды и легендарные были не только в утешение, а и в назидание. И для памяти. Дабы ненароком не стать Иваном, не помнящим родства.

"Думы о Донбассе"
Иван Костыря, 2000

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 1660 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.