Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Архив сайта
Ноябрь 2017 (2)
Август 2017 (4)
Июль 2017 (2)
Июнь 2017 (6)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)

Село Волноваха - справочник



Волноваха - Александровский район - Донецкая область - Украина

Волноваха (укр. Волноваха) — город на юго-западе Донецкой области Украины

Административный центр Волновахского района. Железнодорожный узел, железнодорожная станция.

Справочник села  Волноваха

Дата основания села 1881
Поселок городского типа с 1938
Население села Волноваха 23 442
GPS координаты поселка 47 35 52 с. ш. 37 29 01 в. д. 
Телефонный код поселка  Волноваха +380 6244
Почтовый индекс поселка  Волноваха 85700-85706
Флаг поселка

Село Волноваха - справочник

Село Волноваха - справочник

Село Волноваха - справочник

Село Волноваха - справочник

Село Волноваха - справочник

Село Волноваха - справочник

Село Волноваха - справочник

Село Волноваха - справочник

Село Волноваха - справочник

История поселка  Волноваха

Волноваха — город районного подчинения, центр района. Расположена в 60 км к югу   от Донецка. Железнодорожный узел. Через город проходит железнодорожная   магистраль Жданов—Донецк, которая соединяется здесь с линией на   Запорожье, Одессу, Крым. Волноваху пересекает также автодорога   Жданов—Донецк. Население — 25,3 тыс. человек.

Остатки   поселения на северо-восточной окраине Волновахи и раскопанное в городе   захоронение в каменной гробнице свидетельствуют о заселении территории и   окрестностей Волновахи еще в эпоху бронзы. Найденная каменная статуя   («баба») указывает на пребывание в этой местности кочевников (IX—XIII   вв.). Волноваха основана в начале 80-х годов XIX в. В связи со   строительством мариупольского участка (Еленовка—/212/Мариуполь)   Донецкой каменноугольной железной дороги от земель крестьянской общины   села Платоновки (ныне входит в черту города) было отрезано 156,1   десятины{Список земельных владений Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. Екатеринослав, 1904, стр. 13.}.   Весной 1880 года на этом участке, в двух верстах от села, у истоков   реки Мокрая Волноваха (правый приток Кальмиуса), начали прокладывать   железнодорожную линию, построили водокачку для снабжения водой паровозов   и несколько бараков для рабочих. 16 марта 1881 года состоялась закладка   здания станции, которая, как впоследствии и поселок, получила название   от реки — Волноваха. 1 ноября 1882 года железнодорожный участок от   Еленовки до Мариуполя был введен в действие{ЦГИА СССР, ф. 265. оп. 4, д. 853, лл. 189, 190.}. Через Волноваху пошли поезда.

В   течение первых двух десятилетий Волноваха оставалась небольшой линейной   станцией. Отсюда отправляли главным образом хлеб и другие   сельскохозяйственные продукты. Основным транзитным грузом, проходившим   через станцию в Мариупольский порт, был донецкий уголь. Только в 1891   году его перевезли более 11 млн. пудов. С конца XIX в. после расширения   морского порта и строительства металлургических заводов в Мариуполе   объем транзитных грузов, провозимых через Волноваху, значительно   увеличился. В связи с этим в 1891 году на участке   Мариуполь—Волноваха—Ясиноватая была установлена телеграфная связь, а в   1895 году на станции Волноваха построили небольшой вокзал, через год —   паровозное депо; в 1900 году между станциями Юзовка и Мариуполь (через   Волноваху) были проложены вторые пути{Вестник Екатерининской железной дороги. Екатеринослав, 1924, стр. 19, 22.}.   С 1 июля 1893 года Донецкая каменноугольная железная дорога   (Дебальцево—Ясиноватая—Волноваха—Мариуполь) перешла в руки казны, а в   1903 году была передана управлению Екатерининской железной дороги.

В   1905 году введена в действие Вторая Екатерининская железная дорога от   станции Долгинцево через Александровск (ныне Запорожье) и Пологи до   Волновахи. С тех пор станция Волноваха стала узловой, что способствовало   более быстрому ее развитию. Еще в 1904 году здесь было сооружено новое   здание паровозного депо на восемь паровозов, а в 1905 году — новый   вокзал.

Но   пристанционный поселок, входивший вместе с селом Платоновкой в состав   Николаевской волости Мариупольского уезда Екатеринославской губернии,   рос медленно. Даже к началу XX в., несмотря на расширение станции, в   Волновахе насчитывалось лишь 45 домов с населением около 250 человек.

Трудной   была жизнь рабочих-железнодорожников. В 1883 году средний заработок   рабочего службы пути на железной дороге составлял 14,6 руб. в месяц.   Этого не хватало, чтобы прокормить семью. Очень плохими были жилищные   условия. Поскольку местная водокачка подавала на станцию только   техническую воду, питьевую привозили сюда раз в неделю в цистерне со   станции Сартана.

Тяжелые   условия жизни побуждали рабочих Волновахи вести борьбу за свои права,   за повышение оплаты труда. Особенно активными были их выступления в   период Октябрьской всероссийской политической стачки 1905 года. 10   октября забастовали машинисты, рабочие и служащие паровозного депо,   станции и путевых служб, телеграфисты. Железнодорожный узел замер.   Жандармское управление докладывало екатеринославскому губернатору о том,   что с «13 октября прекращено движение поездов между станциями   Александровен и Волноваха»{Днепропетровский облгосархив, ф. 11, оп. 1, д. 485, л. 24.}.

Еще   более бурными были события в декабре 1905 года. По призыву Боевого   стачечного комитета Екатерининской железной дороги 8 декабря началась   забастовка железнодорожников Мариупольского отделения   (Ясиноватая—Мариуполь), в состав которого входила и станция Волноваха. 9   декабря прекратилось движение поездов и на Второй Екатерининской   железной дороге — между станциями Волноваха и Александровен{Революция 1905—1907 гг. на Украине. Сборник документов и материалов, т. 2, ч. 1, стр. 516.}.

15   декабря казаки разобрали железнодорожный путь между Юзовкой и   Рутченково, чтобы перерезать боевым дружинам дорогу из Авдеевки и   Ясиноватой на Волноваху и Мариуполь{Коротка хронологiя революцiї 1905 року на Українi. X., 1931, стр. 154.},   а 17 декабря царское правительство объявила Мариупольский и другие   уезды Екатеринославской губернии на военном положении, бросило войска и   подавило выступление железнодорожников.

К 1908 году численность рабочих железнодорожного узла возросла до 400 человек{XXV лет Екатерининской железной дороги. Альбом. Екатеринослав, 1909, стр. 65, 66.}. Годовой грузооборот станции достиг 2 млн. пудов{Россия. Полное географическое описание нашего отечества, т. 14. Новороссия и Крым. СПб., 1910. стр. 843.}.   Были предприняты некоторые меры по ее расширению. В 1911 году построили   новую линию водоснабжения узла протяженностью 11 верст с водонапорной   башней{Вестник Екатерининской железной дороги, стр. 28, 41.}. Но   техническая оснащенность его оставалась отсталой. Паровозное депо имело   несколько убогих цехов с закопченными окнами и стенами. В кузнечном цехе   стояло два горна, а в механическом — несколько пар тисков и один   токарный станок, который приводили в движение колесом, вращаемым   вручную. В котельном цехе кувалдами оббивали жаровые и дымогарные трубы,   клепали заклепки на котлах. От неимоверного грохота и лязга металла   глохли люди, работавшие ежедневно по 12 часов. Оплата труда   железнодорожников оставалась низкой.

На 1 января 1915 года в пристанционном поселке, входившем в состав Платоновской волости, насчитывалось/213/ 108 дворов и 634 жителя{Отчет Мариупольской уездной земской управы за 1915 год, стр. 58, 59.}. Здесь имелись лавка, базар, маленькая частная пекарня и стоял длинный ряд амбаров торговцев хлебом.

До   начала XX в. жители Волновахи были лишены медицинской помощи. В случае   болезни им приходилось добираться до находившейся в 25 верстах от   поселка деревни Староигнатьевки, где проживали участковый врач, фельдшер   и акушерка, обслуживавшие села шести волостей{Отчет Мариупольской уездной земской управы очередной сессии земского собрания 1882 года. Мариуполь, 1882, стр. 40.}.   Хотя после 1905 года на станции Волноваха открыли приемный покой, где   работал участковый врач, медицинское обслуживание населения оставалось,   как и прежде, неудовлетворительным. Только за первое полугодие 1916 года   эпидемическими болезнями (оспа, тиф, дизентерия и др.) в поселке болело   424 человека{ЦГИА СССР, ф. 273, оп. 8, д. 533, л. 109.}. Все это было следствием тяжелых жилищных условий и недоедания рабочих и их семей.

Лишь   несколько детей железнодорожников посещали земскую начальную школу в   селе Платоновке, открытую в 1887 году. В 1905 году, после того, как   станция стала узловой, администрация открыла в поселке одно-классную   школу, где в 1906 году обучалось 28 детей. Находилась она в ветхом   одноэтажном здании, занимая лишь его половину, во второй половине   размещалась церковь. В 1908 году из Дебальцева сюда перевели школу   артельных старост. Это была единственная на Екатерининской железной   дороге и первая в России школа, готовившая мастеров (артельных старост)   для строительства железных дорог и расширения станционных путей. После   шести месяцев обучения ее ученики проходили двухгодичную летнюю   практику. Училось в ней одновременно свыше 30 человек. С 1910 года здесь   начали готовить также дорожных мастеров.

Первая   мировая война принесла новые лишения народным массам. Увеличился   рабочий день, резко повысились цены. Голод, разруха, тяжелые условия   труда усилили недовольство трудящихся существующим строем. Рабочие депо —   М. Е. Варуша, П. А. Чернявский, П. А. Угрюмов, имевшие связь с   большевиками мариупольских заводов «Никополь» и «Провиданс», проводили   революционную пропаганду среди железнодорожников. Позже, в 1917 году,   они вступили в ряды РСДРП(б).

После   Февральской буржуазно-демократической революции, в марте 1917 года,   железнодорожники станции Волноваха и крестьяне соседнего села Платоновки   избрали Платоновский волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов, а   также направили своего представителя в Мариупольский уездный Совет   рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В августе 1917 года на   станции был создан отряд Красной гвардии, в который вступило около 15   рабочих. Его ядро составляли местные большевики-железнодорожники П. А.   Чернявский, М. Е. Варуша, П. А. Угрюмов, С. С. Гоков и др. Во время   корниловского мятежа, в августе 1917 года, сюда для разоружения казачьих   эшелонов, направлявшихся с фронта на Дон, прибыл красногвардейский   отряд мариупольских рабочих во


 
  М. Е. Варуша — первый секретарь партячейки станции Волноваха. Фото 1915 г.

главе с большевиками С. Л. Сорокиным и П. Т. Сергеевым. К ним присоединились и волновахские железнодорожники-красногвардейцы{Рассказы о великих днях. Сталино, 1957, стр; 107, 108, 122, 127.}.

Весть   о победе Великой Октябрьской социалистической революции рабочие   Волновахи встретили с большой радостью. Но поскольку в волостном Совете   преобладали эсеры и украинские буржуазные националисты, установление   Советской власти затянулось. В декабре 1917 года по распоряжению   Центрального бюро военно-революционных комитетов Донбасса отряды   красногвардейцев заняли узловые станции, в т. ч. и Волноваху, и   приступили к разоружению контрреволюционных казачьих эшелонов,   пробивавшихся к Дону{Журн. «Летопись революции». 1927, № 5—6, стр. 133, 134.}.   При помощи красногвардейцев в Волновахе была установлена Советская   власть. В последних числах декабря 1917 года состоялись перевыборы   Платоновского волостного Совета рабочих и крестьянских депутатов, а на   станции Волноваха был создан ревком (председатель — большевик П. А.   Угрюмов). К концу 1917 года на станции значительно выросла   большевистская группа, а в начале 1918 года здесь оформилась партийная   ячейка. В нее входили П. А. Угрюмов, П. А. Чернявский, С. С. Гоков, Я.   А. Дюдюн, А. Г. Белоус и др. Первым руководителем ячейки стал бывший   матрос, слесарь паровозного депо М. Е. Варуша.

В   годы иностранной военной интервенции и гражданской войны Волновахский   железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение, не раз был   объектом ожесточенной борьбы. Во время наступления австро-германских   оккупантов в апреле 1918 года создан Волновахский оборонительный район и   Волновахская группа Красной Армии. Ее задачей было защищать от врага   участок от станции Пологи до/214/ станции Волноваха{Гражданская война на Украине. 1918—1920, т. 1, кн. 1, стр. 110, 111.}.   Натиск оккупантов в этом районе сдерживали части 1-й Украинской   Советской армии и созданные Центроштабом Донбасса красноармейские и   рабочие отряды{Українська РСР в період громадянської війни 1917—1920 рр., т. 1, стр. 305.}, а также отряд моряков во главе с А. В. Полупановым{Донецкий облпартархив, ф. 7, оп. 1, д. 52, л. 28.}.

18—20 апреля на подступах к станции шли бои с австро-германскими войсками{Журн. «Летопись революции», 1927, № 5—6, стр. 156—157.}. 22 апреля оккупанты ворвались в Волноваху{Донецкий облпартархив, ф. 7, оп. 1, д. 52, л. 17.}. Вместе с частями Красной Армии отступила и группа рабочих-железнодорожников, было вывезено некоторое имущество узла.

Захватив   поселок, оккупанты установили здесь режим грабежа и репрессий. Жестоким   преследованиям подвергались железнодорожники и их семьи. У населения   реквизировали скот, отбирали продукты питания. В июне 1918 года на   станции размещались части 15-й немецкой и 59-й австрийской дивизий.

Трудящиеся   Волновахи не прекращали борьбу за восстановление Советской власти.   Летом и осенью 1918 года здесь действовала подпольная группа, в которую   входили местные рабочие-большевики П. А. Чернявский, П. А. Угрюмов, А.   Н. Гнатюк, X. А. Мариничев и др. Летом 1918 года на станции было   совершено несколько диверсий — железнодорожники выводили из строя   подвижной состав и станционные пути. В июле 1918 года местные рабочие   принимали участие во Всеукраинской стачке железнодорожников.

Осенью   1918 года в районе Волновахи действовали несколько партизанских   отрядов. Активно боролся против оккупантов отряд, созданный учителем из   соседнего села Новотроицкого М. Т. Давыдовым. Партизаны несколько раз   прорывались в Волноваху. Вместе с железнодорожниками они разоружали   австро-германских солдат, задерживали эшелоны оккупантов с боевой   техникой и продовольствием. Вскоре им пришлось бороться против   белоказачьих отрядов Краснова и «Добровольческой армии» Деникина,   которые в конце ноября — начале декабря 1918 года захватили Мариуполь,   провозгласив свою власть на территории всего уезда{Там же, д. 21-а, лл. 121, 127.}, в т. ч. и в Волновахе.

На   протяжении января—марта 1919 года против белоказаков и деникинцев   сражался отряд, созданный рабочими депо. Во время одного боя, в январе   1919 года, каратели схватили и расстреляли раненого комиссара отряда П.   А. Чернявского{В пути. Донецк, 1967, стр. 51; газ. «Знамя труда» (Волноваха), 27 января 1966 г.}.

Войска   Южного и Украинского фронтов Красной Армии в начале марта 1919 года   вели в районе Волновахи ожесточенные бои против белогвардейцев,   сосредоточивших здесь крупные силы{Гражданская война на Украине. 1918—1920, т. 1, кн. 2, стр. 149, 184, 203.}. С запада наступали полки Заднепровской дивизии под командованием П. Е. Дыбенко.

Удары   по врагу наносили и местные повстанческие отряды. Между станциями   Волноваха и Великоанадоль они вывели из строя железнодорожный путь,   совершили нападение на поезд, который вез в Таганрог французских   офицеров, и на эшелон с белогвардейцами{Моряки в борьбе за власть Советов на Украине (ноябрь 1917—1920 гг.). Сборник документов. К., 1963, стр. 175.}.

18   марта 1919 года части Заднепровской дивизии освободили Волноваху от   врага. В поселке был создан ревком во главе с П. А. Угрюмовым. Вышла из   подполья большевистская ячейка. Но станция все время находилась в зоне   военных действий, и железнодорожники прилагали все усилия, чтобы помочь   Красной Армии. Они оборудовали бронепоезд, командиром которого стал   слесарь большевик М. Е. Варуша. В состав команды бронепоезда вошли X. А.   Мариничев, И. Е. Варуша, В. А. Дюдюн, А. Е. Нелепа, Т. И. Зубов, И. П.   Любич, Н. А. Новиков и др. В 20 км от Волновахи, вблизи станции Карань,   бронепоезд вступил в бой с белогвардейским бронепоездом «Иван Калита» и   нанес ему значительные повреждения{Газ. «Знамя труда», 27 января 1966 г.}.

В начале апреля конница генерала Шкуро прорвала фронт в районе Юзовки и 12 апреля захватила Волноваху{Журн. «Літопис революції», 1931, № 1—2, стр. 112—116.}.   Деникинцы учинили жестокую расправу над теми, кто помогал Красной   Армии. Ежедневно проводились аресты и облавы. 13 апреля во дворе   путевого околотка расстреляли группу рабочих.

После ожесточенных боев части Красной Армии 24 апреля 1919 года вновь освободили станцию{Гражданская война на Украине. 1918—1920, т. 1, кн. 2, стр. 377.}.   В этих боях принимала участие Заднепровская бригада бронепоездов,   команды которых были укомплектованы балтийскими и черноморскими   матросами. Командиром бригады был 19-летний коммунист С. М. Лепетенко. В   ее рядах сражались В. В. Вишневский (впоследствии известный драматург),   И. Д. Папанин (со временем прославленный советский полярник){«Український історичний журнал», 1964, № 1, стр. 89—91.}.   В результате измены Махно, командовавшего 3-й бригадой Заднепровской   дивизии, 19 мая 1919 года деникинцы прорвали фронт южнее Юзовки и в   конце мая захватили Волноваху. В эти дни большая группа волновахских   железнодорожников вступила в ряды Красной Армии. В боях с деникинцами   погибли П. А. Угрюмов, Н. А. Новиков и другие.

В   Волновахе деникинцы сосредоточили карательные отряды и громадные склады   оружия и боеприпасов. Рабочие станции выводили из строя подвижной   состав, всячески препятствовали отправлению поездов белогвардейцами.   Оказывая сопротивление врагу, осенью 1919 года в районе Волновахи против   белогвардейцев сражались местные повстанческие отряды{Журн. «Летопись революции», 1925, № 4, стр. 90.}.

/215/


 
  Группа рабочих паровозного депо станции Волноваха, 1919 г.

Части   13-й Советской армии Южного фронта в начале января 1920 года освободили   Волноваху от деникинцев. В эти дни в селе Платоновке был создан   волостной ревком, а на станции Волноваха назначен военный комендант. В   конце апреля был избран Платоновский волостной Совет. Железнодорожники   приступили к ремонту путей, паровозов, вагонов. В феврале здесь   состоялись массовые субботники. Рабочие организовали отряд, который   вместе с красноармейцами вел активную борьбу с кулацким бандитизмом. В   июне 1920 года в селе Платоновке и волости началось создание комнезамов.

В   начале 1920 года поселок входил в Мариупольский уезд, а с июня — в   Юзовский район Донецкой губернии. В августе 1920 года вместо волости был   создан Волновахский подрайон Юзовского района и избран подрайисполком, а   в селе Платоновке — сельсовет. В то время в Волновахе проживало 690, а в   Платоновке — 2339 человек{Донецкий облгосархив, ф. Р-635, оп. 1, д. 11, лл. 16, 18.}.

Большую   организаторскую работу проводила коммунистическая ячейка станции,   возобновившая свою деятельность в начале 1920 года. В конце августа она   объединяла 10 коммунистов{АИИП при ЦК Компартии Украины, ф. З, оп. 1, д. 214, л. 7.}.   Возглавлял ячейку бывший макеевский шахтер П. Ф. Потемин. 11 августа   1920 года бюро Волновахского подрайпарткома приняло решение о создании   комсомольской ячейки{Донецкий облпартархив, ф. 577, оп. 1, д. 1, лл. 1, 3; д. 2, лл. 15, 16.}.   Ее организатором был И. Н. Кабузенко, а первыми комсомольцами — П.   Валуев, Л. Шумаков, З. Жемерякина. В поселке создали женсовет. Открыла   двери школа.

Летом   1920 года, когда началось наступление врангелевской армии, командование   Юго-Западного фронта приняло меры для укрепления обороны Донбасса. Во   второй половине июня 1920 года в район Волновахи прибыл 1-й конный   корпус под командованием Д. П. Жлобы, а с середины июля здесь началось   формирование Второй Конной армии под командованием О. И. Городовикова.   Для организации отпора Врангелю 14 июля на станцию прибыли командующий   Юго-Западным фронтом А. И. Егоров и член Реввоенсовета фронта И. В.   Сталин.

В   конце сентября здесь развернулись ожесточенные бои с врангелевцами.   Часть коммунистов и рабочих ушла на фронт, подрайисполком был   преобразован в подрайревком. Партийная ячейка и ревком оказывали большую   помощь Красной Армии в снабжении ее продовольствием и фуражом, в   перевозке военных грузов. Героически защищали станцию бойцы 40-й дивизии   13-й армии, Но враг бросил сюда Донской корпус и 26 сентября захватил   Волноваху. Однако врангелевцы продержались здесь лишь восемь дней.   Остановив противника под Юзовкой, части 13-й армии перешли в   контрнаступление. 1—3 октября на участке   Еленовка—Великоанадоль—Волноваха успешно вели бои советские бронепоезда №   4, 9, 40, 58, 64. Смелыми ударами они рассеяли врангелевскую конницу и   обратили в бегство пехоту. После упорных боев части 9-й и 40-й дивизий 5   октября 1920 года освободили Волноваху{Гражданская война на Украине. 1918—1920, т. 3, стр. 542—544, 577, 582, 696, 800—801.}.   «Несмотря на все богатства техники, щедро поставлявшейся союзниками,   ...барон Врангель ...потерпел полное поражение. Доблестными частями 13-й   армии лавина донцов и кубанцев, двигавшаяся на Донецкий бассейн, была   разгромлена под Юзовкой и Волновахой»,— писал М. В. Фрунзе в приказе   армиям Южного фронта{Там же, стр. 769.}.

Трудящиеся   поселка вновь приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. Для   укрепления органов Советской власти Юзовский райком КП(б)У и райисполком   прислали группу коммунистов-рабочих. Они/216/


 
  А. Г. Хавиков — председатель ревкома. Волноваха. Фото 1919 г.

вошли в состав Волновахского подрайревкома, возобновившего свою работу 11 октября 1920 года{Донецкий облгосархив, ф. Р-635, оп. 1, д. 1, лл. 64, 189, 190; д. 12, лл. 1, 204—206.}.   Председателем ревкома стал А. Г. Хавиков. Он возглавлял и созданный в   январе 1921 года Волновахский подрайонный Совет рабочих, крестьянских и   красноармейских депутатов, в который были избраны 35 человек.

Развернула   работу партийная организация, а 25 октября 1920 года был избран   подрайпартком во главе с А. А. Ковалем. В октябре 1920 года подрайонная   парторганизация насчитывала 12 коммунистов{АИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 3, оп. 1, д. 205, л. 175.}, а в начале 1921 года — 23 коммуниста{Донецкий облпартархив, ф. 577, оп. 1, д. 2, л. 1.}.

Трудными   были первые годы восстановления народного хозяйства, сопровождавшиеся   разрухой, голодом, бесчинствами махновских банд. В январе 1921 года   вблизи села Доли бандиты по-зверски убили секретаря Волновахского   подрайпарткома А. А. Коваля и заведующую отделом народного образования   подрайисполкома Л. Л. Рыжкевич. Под руководством Волновахской партийной   организации трудящиеся поселка мужественно преодолевали трудности.

В   конце апреля 1921 года в связи с новым административным делением был   создан Волновахский район Юзовского уезда. Райком КП(б)У, райисполком,   коммунисты ячейки узла единодушно одобрили новую экономическую политику.   Большую работу провели они по восстановлению хозяйства в условиях нэпа,   по борьбе с разрухой и голодом. В 1921 году рабочие   ремонтно-строительного поезда приступили к восстановлению   железнодорожного узла. Развивалась мелкая и кустарная промышленность. В   поселке создали потребительский кооператив, открыли несколько кустарных   мастерских, пекарню, столовую, магазин.

В   декабре 1923 года коммунисты Волновахи решительно поддержали ЦК РКП(б) в   его борьбе против оппозиционеров, в следующем году — единогласно   одобрили решения XIII партийной конференции и XIII съезда РКП(б).

Партийная   ячейка узла в 1923 году насчитывала 29 коммунистов. Пополняясь за счет   передовых рабочих, она выросла к декабрю 1925 года до 92 человек. Только   во время ленинского призыва в партию вступили более 50 рабочих.   Комсомольская организация объединяла 34 члена ВЛКСМ. В профсоюзной   организации было 450 человек.

В 1923 году Волноваха отнесена к категории поселков городского типа{Донецкий облгосархив, ф. Р-1202, оп. 1, д. 1, л. 12.}   и включена в состав Стретенского (переименованного в октябре того же   года в Октябрьский) района Мариупольского округа. Вскоре районные   учреждения перевели из села Стретенки в Волноваху, которая стала центром   Октябрьского района. Это сыграло положительную роль в развитии поселка.   Если в январе 1923 года здесь было 172 дома и проживало 872 человека,   то к моменту Всесоюзной переписи населения 17 декабря 1926 года   насчитывалось 459 домов и 1760 жителей{Журн. «Статистичний бюлетень Маріупольщини», 1927, № 7—8, стр. 28.}.   Большую работу по развитию и благоустройству поселка проводил   Волновахский поселковый Совет. В 1927 году в его состав входили 36   депутатов: 22 рабочих, 11 служащих, 3 крестьянина, в т. ч. 15   коммунистов и 3 комсомольца. В поселке работали больница, медицинский   участок, аптека. Началось строительство нового здания больницы. Еще в   1920 году были открыты начальная школа, детдом, в 1925 году — семилетняя   школа. В мае 1924 года в Волновахской школе создана пионерская   организация. В том же году в поселке и на станции работали две   политшколы, школа ликбеза. 90 проц. рабочих выписывали журнал   «Большевик», газеты «Правда», «Гудок» и др. При клубе железнодорожников   им. К. Маркса организовали ленинский уголок, кружки безбожников,   рабкоров, драматический, хоровой и другие, выходила стенгазета,   действовала библиотека с читальным залом{Донецкий облпартархив, ф. 1855, оп. 1, д. 5, лл. 9, 11, 15, 18, 31, 34, 42, 46, 49.}.

Росла трудовая активность населения. Уже в 1924 году грузооборот станции достиг двух третей довоенного уровня{Материалы к отчету Мариупольского окружного исполнительного комитета за 1925/1926 год. Мариуполь, 1926, стр. 69.}.

Особенно   быстро развивался железнодорожный узел Волноваха в годы   индустриализации страны. Железнодорожники получили и начали осваивать   выпущенные отечественной промышленностью новые паровозы, большегрузные   вагоны. Развернулось движение за режим экономии и рационализацию   производства. К 1929 году грузооборот станции возрос в 3,3 раза по   сравнению с 1913 годом и составил 106 371 тонну{Журн. «Статистичний бюлетень Маріупольщини», 1929, № 4, стр. 18, 19.}.   В 1927 году здесь построили электростанцию. В 1929 году по призыву   парторганизации трудящиеся поселка включились в соревнование ударных   бригад. Комсомоль-/217/


 
  Члены правления колхоза «Культурна революція», Волноваха, 1931 г.

ская   организация узла, насчитывавшая 150 человек, создала отряды «легкой   кавалерии». К февралю 1930 года все рабочие и служащие вступили в   ударные бригады, вскоре Волноваха стала ударным железнодорожным узлом{Газ. «Приазовский пролетарий», 19 февраля 1930 г.}.

В   1930 году крестьяне Волновахи и села Платоновки объединились в колхоз   «Культурна революція», первым председателем которого был мариупольский   рабочий-двадцатипятитысячник Ф. С. Рудас. Энергично боролись трудящиеся   Волновахи за выполнение пятилетних планов. Уже к середине 1932 года на   узле из 27 паровозов 26 были переведены на хозрасчет. Машинисты депо   довели среднесуточный пробег паровоза, составлявший 63 км в начале 1931   года, до 153 км. Количество «больных» паровозов к этому времени   сократилось с 33 до 12,5 проц., а простои вагонов — с 29,5 до 13,9   проц.{Газ. «За більшовицькі темпи» (Волноваха), 5 мая, 1 июля 1932 г.}   Наилучших результатов добились паровозные бригады коммуниста И. Е.   Варуши и И. И. Бурченко. выполнившие план пробега паровоза на 148 проц. и   сэкономившие 20 проц. топлива. Комсомольцы провели несколько   субботников и декадников, вагонники включились во всесоюзное   соревнование за лучший вагонный парк. В годы второй пятилетки   развернулась реконструкция узла. В 1933— 1934 гг. построили и   оборудовали новейшей техникой новые паровозное и вагонное депо,   соорудили также механизированную горку для формирования поездов, новую   мощную электростанцию, служебные помещения, улучшили водоснабжение,   полностью электрифицировали узел. Для участия в реконструкции узла по   путевкам ЦК ЛКСМУ в Волноваху прибыло около 500 комсомольцев-строителей.   К XVII съезду ВКП(б) многие объекты досрочно сдали в эксплуатацию. На   II Донецкой областной партконференции, состоявшейся в январе 1934 года,   отмечалось, что «комсомольцы вывели в передовые станцию Волноваха»{АИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 1, оп. 63, д. 207, л. 425.}. В 1934 году Волновахский узел стал образцовым и занял первое место в конкурсе-соревновании железнодорожных станций страны.


Прогноз погоды в поселке  Волноваха

 

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 2612 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.