Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Архив сайта
Май 2017 (3)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (3)

У моря Азовского



А. Ионов

Город Жданов, носивший до 1948 года название Мариуполь, вырос из небольшого поселения, которое в XVII столетии находилось в устье реки Кальмиуса, у приморской крепости Домаха. Как город он существует с 1779 года, когда Суворов переселил из Крыма в Приазовье до тридцати тысяч греческих семей. Оседали здесь также русские крестьяне, бежавшие из центральной России от крепостной неволи.

В конце XIX столетия Мариуполь уже был известен как значительный морской порт и промышленный центр. Его развитию особенно способствовало сооружение в 1882 году железной дороги, связавшей город с шахтами Донбасса и Приднепровьем. В конце века, как сообщает об этом в своей книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин, «Никополь-Мариупольское общество заказало в Америке и перевезло оттуда в Россию трубопрокатный завод». Через морской порт город получал из-за границы огнеупорный кирпич, машины и гончарные изделия, а отправлял зерно.

Особенно бурно город развивался в советское время. В 30-х годах здесь у моря было сооружено одно из самых крупных предприятий черной металлургии в нашей стране-завод «Азовсталь». В августе 1938 года была задута его первая домна. В последующие годы введены в действие еще три мощные доменные и шесть мартеновских печей, каждая производительностью до 500 тонн стали в сутки.

Во время бегства из Мариуполя в сентябре 1943 года гитлеровские оккупанты дотла разрушили завод. Доменные печи были взорваны, на месте мартеновского цеха и коксовых печей остались лишь нагромождения исковерканного металла и камней.

Вскоре началось восстановление завода. Среди строителей находилось немало молодых рабочих и работниц, приехавших из разных городов и сел Украины. В июле 1945 года доменная печь № 3 начала давать чугун. Год спустя в число действующих вступила и самая крупная в стране доменная печь № 4.

Ее восстановление было выдающимся достижением отечественной и мировой строительной техники. У основания печи, этого колоссального сооружения из металла и кирпича весом в 1200 тонн, немцы взорвали несколько авиационных бомб. Опорные колонны печи были разрушены, а сама печь осела на 3,5 метра; сдвинулась со своей оси более чем на метр и сильно накренилась. Мировая техника не знает случая, когда подобные нарушения в огромнейшем агрегате устранялись бы без его демонтажа. Чтобы разобрать доменную печь по частям, а затем заново построить ее, понадобилось бы не менее шести месяцев напряженного труда. Советские инженеры решили восстановить домну иным, оригинальным способом, и их замысел блестяще оправдал себя. С помощью мощных гидравлических домкратов печь была выравнена, поставлена на рельсы, передвинута до прежней отметки и поднята на нужную высоту. Все эти работы заняли всего лишь восемнадцать дней.

В 1958 году в основном руками молодежи, приехавшей на донецкие новостройки по призыву комсомола, на заводе имени Ильича в короткий срок была сооружена самая крупная в Европе доменная печь. В августе 1959 года в число действующих вошла новая доменная печь и на заводе «Азовсталь» - «Донецкая-комсомольская». Благодаря новейшим методам строительства она была сооружена в рекордно короткий срок - менее чем за полгода, хотя объем земляных, бетонных и монтажных работ был здесь очень велик. На строительстве домны проявили трудовую доблесть сотни рабочих, в том числе бригада знатного монтажника - лауреата Ленинской премии Сергея Павловича Кильдишева.

Неподалеку от «Азовстали», на левом берегу Кальмиуса, в послевоенные годы возник новый - Орджоиикидзевский район, по существу новый город с большими жилыми зданиями, магазинами, школами, заселенный рабочими металлургического и коксохимического заводов.

В Жданове действуют и другие крупные промышленные предприятия. Завод тяжелого машиностроения наладил после второй мировой войны выпуск железнодорожных цистерн, завод имени В. В. Куйбышева вырабатывает для нефтяных промыслов страны высококачественные сварные трубы. Радиаторный завод в большом количестве производит радиаторы для тракторов и автомобилей. Консервный завод изготовляет разнообразные рыбные и овощные консервы, а также лучшие сорта балыков и паюсной икры. Немало продукции выпускают сетевязальная, чулочная, швейная, кондитерская и макаронная фабрики.

На одной из улиц города - на улице 1 Мая--на стене дома № 55 укреплена мемориальная доска. Надпись на ней гласит, что в этом доме в 1896 году родился Андрей Александрович Жданов, ставший впоследствии видным деятелем Коммунистической партии и Советского государства. Отец его был инспектором народных училищ Мариупольского уезда Екатеринославской губернии.

В Мариуполе в 1842 году в семье сапожника родился и провел свое детство известный художник, академик живописи Архип Иванович Куинджи. Сюжеты многих его полотен навеяны видами чарующей южноукраинской степи. Много картин он написал с натуры в Приазовье или на берегах Днепра. Об этом свидетельствуют их названия: «Чумацкий тракт», «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Днепр утром». А чудесный пейзаж «Украинская ночь» мог быть написан им, вероятно, вблизи родного города, на берегу степной речушки Нальчика.

В поселке металлургов, неподалеку от завода имени Ильича, высится памятник рабочему этого завода Макару Мазаю. Бывший кубанский пастух, Макар Алексеевич поступил на завод и стал прилежно осваивать профессию сталевара. В 1936 году он достиг рекордных производственных показателей. Его имя стало известно всему миру. Во время Великой Отечественной войны, случайно оставшись в занятом немцами городе и отказавшись работать на них, Макар Мазай погиб от рук гитлеровских злодеев.

10 сентября 1943 года город войсками генерала Толбухина был полностью очищен от гитлеровцев. Враг успел до основания разрушить здесь все промышленные предприятия, сжечь сотни жилых домов. Город был лишен транспорта, электроэнергии, воды. На помощь мариупольцам пришла вся страна, и в короткий срок были восстановлены заводы, фабрики, порт, дома, школы, больницы.

Суровое героическое время проглядывает в памятниках на могилах павших бойцов. В парке культуры над обрывом у моря высится обелиск, вершину которого венчает модель взлетающего самолета. Здесь похоронены Герои Советского Союза гвардии майоры. А. Г. Семенишин и Н. Е. Лавицкий. В дни освобождения города от фашистских захватчиков они мужественно сражались в воздухе, прикрывая наземные части.

На кладбище, неподалеку от порта, находятся братские могилы. В одной из них погребена большая группа ростовчан, которые в 1941 году приехали в этот город на работы по сооружению противотанковых укреплений. Фашисты захватили их, пригнали в порт и расстреляли. А в другой могиле лежат советские воины, погибшие в боях за освобождение Мариуполя.

Мало кто из приезжающих в этот город не посетит краеведческий музей на улице 1 Мая. В музее много интересных археологических экспонатов, предметов древнего быта, картин, документов, дающих наглядное представление об историческом прошлом Приазовья, его растительном и животном мире, о выдающихся людях, которые здесь родились и жили. Много материалов в музейных экспозициях посвящено техническому прогрессу в угольной промышленности Донбасса, а также восстановлению и экономическому развитию после Великой Отечественной войны.

С каждым годом Жданов становится все более благоустроенным и живописным. Благодатный уголок представляет собою район порта, где на зеленых прибрежных холмах расположены здания санаториев и пионерских лагерей. Здесь ежегодно отдыхают и лечатся тысячи шахтеров и металлургов, учащихся горнопромышленных школ и ремесленных училищ. Заботливое отношение к рабочим в санаториях, лечебные процедуры, здоровый климат и морские купанья

Памятник знатному сталевару завода имени Ильича Макару Мазаю в г. Жданове.Памятник знатному сталевару завода имени Ильича Макару Мазаю в г. Жданове.

Памятник знатному сталевару завода имени Ильича Макару Мазаю в г. Жданове.

оберегают металлургов и горняков от профессиональных заболеваний, закаляют их здоровье.

Никогда не затихает шум работ в Ждановском порту. Грузовые суда вывозят отсюда уголь, металл, зерно и соль, а возвращаются с грузом чиатурской марганцевой руды и другим промышленным сырьем и товарами для Донбасса. Нередко у пристани швартуются суда, над которыми реют французские, югославские, турецкие, итальянские, и флаги других стран.

В другом здешнем порту - так называемом Новоазовском, расположенном неподалеку от завода «Азовсталь», у самого устья Кальмиуса,- разгружаются морские суда, доставляющие заводу железную руду из Керчи, крепежный лес для шахт и другие важные грузы.

В 45-50 километрах от Жданова, на пути в Таганрог, у самого моря расположен поселок имени Г. Я. Седова. До 1940 года у этого поселка было иное название - Кривая Коса. Оно точно выражало главный признак этой местности: от поселка в море протянулась верст на шесть песчаная полоска земли, конечная часть которой во время низовых ветров заливается водою. Малоприметный хутор, с небольшим числом жителей - казаками и иногородними, с лавчонками, питейными домами и двумя-тремя постоялыми дворами, издавна был известен своим рыболовным промыслом. В наше время этот большой рыбачий поселок овеян славой отважного полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова,

Георгий Седов родился здесь в рыбацком курене в 1877 году. Подростком он ушел из хутора в Ростов-на-Дону, поступил в мореходные классы и через четыре года окончил их со званием штурмана дальнего плавания. Участвуя в гидрографических экспедициях по изучению Каспийского моря, Ледовитого океана, устья Колымы и берегов Новой Земли в Баренцевом море, Седов проникся благородным стремлением открыть недоступный Северный полюс.

Царское правительство не поддержало Седова. Пришлось снаряжать экспедицию за счет частных пожертвований. Летом 1912 года оснащенный парусами пароход «Св. Фока» вышел под начальством Г. Я. Седова из Архангельска в дальнее и рискованное плавание. Экипаж судна вынес неимоверно тяжкие испытания, провел в полярных льдах две зимовки, но не смог продвинуться дальше Земли Франца Иосифа.

Отважный Седов решил продвигаться к полюсу на собачьих упряжках. Ему сопутствовали два матроса. Болезнь и лишения, однако, сломили его, и 20 февраля 1914 года он умер на пути к острову Рудольфа.

Имя бесстрашного исследователя Арктики увековечено в названиях его родного рыбацкого поселка, ледокольного судна, вершины на Новой Земле и архипелага в Карском море.

С.П. Булкин

Г.В. Тепляков

Памятные места Донбасса
1968 год

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 394 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.