Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Архив сайта
Август 2017 (4)
Июль 2017 (2)
Июнь 2017 (6)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)

Ровесник первой пятилетки



Г. Усанин

Краматорск расположен в северной части Донецкой области на правом притоке Северского Донца-реке Казенный Торец-и является узлом железных дорог (линии на Лозовую, Попасную, Ростов-на-Дону).

В прошлом захолустный поселок окружали дикие степи, из которых в древности на русские окраины то и дело налетали кочевники, а позже-крымские татары. Построенную здесь в 1868 году станцию Курско-Харьковско-Азовской железной дороги назвали Краматорской. Промышленное значение поселок вокруг нее приобрел с постройкой в 1897 году механическо-металлургического завода, а городом он стал уже в советское время. До революции там было несколько тысяч жителей. Сейчас в кем более 1.30 тысяч.

Невыносимые условия труда и жизни толкали-рабочих на борьбу с промышленниками и самодержавием. Одним из организаторов революционного подполья в 1902-1905 годах стал талантливый русский доменщик Михаил Константинович Курако.

В июне 1906 года в Краматорске состоялось несколько митингов и демонстраций. Рабочими руководили такие деятели партии, как Артем (Федор Андреевич Сергеев, в 1903 г.), Григорий Иванович Петровский, работавший на заводе токарем (в 1905, 1917 гг.), слесарь-лекальщик Николай Михайлович Шверник (в 1912 г.), разметчик котельного цеха Влас Яковлевич Чубарь (в 1911 - 1912 гг.).

Краматорские трудящиеся имели тесные связи с большевистской фракцией II Государственной думы. В 1913 году к ним приезжал депутат-большевик Матвей Константинович Муранов.

После Февральской революции первым председателем Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов стал молодой токарь Николай Иванович Шкадинов.

В годы гражданской войны краматорские красногвардейцы и партизаны дрались с белогвардейцами, петлюровцами и прочими контрреволюционерами. Построенный в заводских цехах бронепоезд «К. Либкнехт и Р. Люксембург» прославил себя в многочисленных боях...

В сентябре 1964 года Новокраматорский ордена Ленина машиностроительный завод, имени В. И. Ленина отмечал свое тридцатилетие. Это был праздник всего города. Завод не только крупнейший в Краматорске, но и один из самых мощных и самых лучших в стране.

Заложили его по заданию партии 3 октября 1929 года.

Со всех концов страны потянулись в Краматорск строители. Тысячи молодых энтузиастов прислал сюда комсомол.

Новый завод разделил город на две части-на старую, что зародилась возле вокзала, вокруг металлургического и Старокраматорского завода, и новую, что стала быстро расти за шлаковыми перевалами.

Старая часть тоже раздалась вширь вдоль железной дороги и в глубь степи. Значительно изменился металлургический завод. Рядом с допотопными доменными печами появились новые мощные, расширились прокатный и ремонтный цехи, более современными стали коксохимический, кирпичный заводы.

По другую сторону вокзала на берегу Торца еще до революции был заложен Старокраматорский машиностроительный завод. В советское время он с каждым годом совершенствовался и обновлялся. На всю страну прославил себя его коллектив ценными творческими находками при изготовлении лучших машин и шахтного оборудования, которое завоевало широкую известность не только у нас, но и за рубежом.

Днем рождения Новокраматорского завода является 28 сентября 1934 года, когда вступили в строй первые цехи. Тысячи рабочих завода и строителей пришли на митинг к зданию центрально-заводской лаборатории.

Приехал народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Он осмотрел цехи, встретился со своими давними друзьями - новокраматорцами, у которых бывал не раз, поблагодарил их за отличный труд, за прекрасные корпуса, воздвигнутые в короткий срок.

В настоящее время Краматорск -один из крупных индустриальных городов Донбасса. Машины и различное металлургическое оборудование с маркой «НКМЗ» можно встретить на заводах Запорожья и Урала, в Средней Азии и на Дальнем Востоке, на Севере и Кавказе. Новокраматорские прокатные станы достигли уровня лучших мировых образцов. О них с похвалой отзываются металлурги Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Индии...

С.П. Булкин

Г.В. Тепляков

Памятные места Донбасса

1968 год

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 296 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.