Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Архив сайта
Май 2017 (3)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (3)

Древний и молодой



А. Ионов

Возникновение Славянска восходит к глубокой древности. Местность, где он сейчас расположен, не раз служила ареной памятных исторических событий. Весной 1185 года здесь, неподалеку от излучины Донца, произошла, как утверждают историки, битва дружин князя Игоря Северского с половецкими ордами. Она нашла широкий отзвук в русских летописях и в одном из редкостных литературных памятников Киевской Руси - «Слове о полку Игореве».

В первой половине XVII столетия около Торских озер возникло поселение Тор, или Соляное местечко, получившее свое название по учрежденному здесь государством промыслу пищевой соли. Несколько позже для охраны промысла была сооружена крепость и поставлен воинский гарнизон.

На промысле трудились пришлые люди, Проработав две или три недели, они возвращались домой в Цареборисов (ныне село Красный Оскол под Изюмом), Чугуев, Новый Оскол, Сумы, Харьков. Вываренную соль отсюда вывозили возами в Белгород, бывший в то время главным городом Слободской Украины. В 1784 году Тор был переименован в Славянск.

В древнем и нестареющем городе сохранилось немало мест, напоминающих о замечательных людях и событиях.

В доме № б по улице Свободы в Славянске можно видеть появившуюся здесь в июле 1954 года мемориальную доску и прочесть, что в мае 1887 года в этом доме останавливался великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

***

В декабре 1905 года, когда в России произошла всеобщая забастовка, а в Горловке восстали шахтеры и металлисты, в паровозном депо Славянск и местном железнодорожном училище прошли бурные митинги рабочих.. Был избран стачечный комитет и принято решение взять в городе власть в свои руки, а также связаться, для согласования своих действий, со станциями Никитовка и Лозовая.

Революционные страсти железнодорожников не утихли и несколько месяцев спустя. В марте 1906 года путейцы и рабочие депо прекратили работы и предъявили дорожной администрации требования о сокращении продолжительности рабочего дня и повышении заработной платы. Вызванный на станцию отряд драгун пытался подавить забастовку. Был арестован коекто из активных стачечников, но другие рабочие оказали драгунам вооруженное сопротивление. Вскоре из окрестных селений на подмогу рабочим при было несколько сот крестьян. Они помогли рабочим вырвать арестованных из рук царских опричников.

Железнодорожники Славянска активно проявили себя и в дни революции 1917 года. Под руководством большевика И. Алексеенко на станции была создана боевая дружина. Она обезоружила жандармерию и заняла на станции все сторожевые посты.

В разгар гражданской войны на Украине в Славянск прибыл председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Михаил Иванович Калинин. 11 марта 1920 года он выступил на многолюдном рабочем митинге, собравшемся возле бывшего купеческого клуба (теперь клуб имени В, И. Ленина). «Всероссийский староста» обрисовал внутреннее положение в России и призвал рабочих и крестьян не щадить своих сил в борьбе с хозяйственной разрухой, активнее помогать налаживанию нормальной жизни.

***

Примечательное событие, всколыхнувшее весь город, произошло здесь и 26 февраля 1928 года. В этот день члены местного аэроклуба А. К. Тарасов, П. А. Шишкарев и Д. Д. Чумак стартовали с площади у собора (ныне площадь имени Октябрьской революции) в полет на воздушном шаре «Комсомолец Украины». Это был первый в Донбассе полет аэронавтов. Осенью того же года экипаж но главе с А. К. Тарасовым стартовал на том же воздушном шаре в Подмосковье. Находясь семнадцать часов в полете, он покрыл расстояние в 300 километров, что по тому времени было незаурядным достижением.

В середине 30х годов название города Славянска нередко упоминалось на страницах советских газет в связи с трудовым почином, который в годы пятилеток был выражением трудовой доблести славянских железнодорожников. На основе повышения трудовой дисциплины и овладения техникой инженеры и рабочие решили улучшить использование паровозов, вагонов, путевого хозяйства и средств связи и добились выдающихся результатов. Машинист паровоза комсомолец Петр Кривонос начал водить грузовые поезда со скоростью 45-50 километров, что вдвое превышало существовавшие тогда технические нормы. Вскоре у П. Ф. Кривоноса нашлись последователи на всех железных дорогах Советского Союза.

***

Добрую славу родного города славянцы приумножили в годы борьбы с немецкофашистским нашествием. Об этом свидетельствуют два памятника, сооруженные в послевоенные годы на площадях Славянска.

На площади Мира на высоком постаменте под солнечными лучами зеленовато отливает бронзой бюст уроженца Славянска военного пилота Николая Илларионовича Семейко. За беззаветную храбрость и многократные победы над немецкими стервятниками Н. И. Семейко был дважды удостоен звания Героя Советского Союза. Последний, трагически закончившийся для него воздушный бой он провел в небе над Восточной Пруссией, в сражениях за город Пилау, незадолго до окончания войны - 20 апреля 1945 года.

В дни праздников у подножия памятника герою появляются букеты живых цветов и венки. Чаще всего их приносят сюда ученики местной школы № 2, в которой Николай Семейко учился и которая теперь носит его гордое имя.

В тревожную военную пору многие жители города поклялись беспощадно мстить оккупантам и вступили в партизанский отряд под командованием старого коммуниста, опытного военачальника Михаила Ивановича Карнаухова, занимавшего в мирное время пост директора Славянского керамического завода. Когда оккупанты вторглись в Донбасс, отряд ушел в приречные леса и на протяжении многих месяцев наносил оттуда сокрушительные удары по врагу. Партизаны с дерзкой отвагой нападали на вражеские гарнизоны в селах и городах, громили на дорогах немецкие обозы, взрывали блиндажи, карали изменников. О подвигах славянских партизан, их умелом взаимодействии с частями Советской Армии не раз сообщало в своих сводках Советское информбюро.

Попытки гитлеровцев окружить и уничтожить партизанский отряд Карнаухова неизменно кончались провалом. И лишь в ноябре 1942 года, когда обстановка на фронте осложнилась и отряд, выйдя из леса, отправился в степной рейд по вражеским тылам, партизаны понесли тяжелый урон. Погиб, претерпев нечеловеческие муки, и сам Карнаухов. Его выдал немцам предатель на хуторе НовоСадовый в Краснолиманском районе Донецкой области. Немецким карателям удалось схватить герояпартизана израненным и потерявшим сознание. Позже он, после долгих истязаний, был убит в лесу у Шандриголовской балки.

Прах славного партизанского командира вместе с погибшими подпольщиками Славянска и воинами Советской Армии, павшими в боях за освобождение города» покоится в братской могиле на площади имени Октябрьской революции. Начертанные на памятнике слова говорят, что подвиги и слава героев никогда не потускнеют в благодарной памяти потомков.

Борьба партизан и подпольщиков Славянска и Краматорска подробно освещена в книге активного участника этой борьбы В. Ф. Белявца «Донецкие мстители», изданной в Донецке в 1962 и 1964 годах.

С.П. Булкин

Г.В. Тепляков

Памятные места Донбасса

1968 год

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 278 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.