Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Архив сайта
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (3)

Место рождения-Первомайск



П. Ларин

Первомайск-город орденоносной Луганщины-дорог сердцу каждого шахтера. Здесь жил и работал Бахмутский, создавший первый в мире промышленный образец угольного комбайна.

...Нерадостным было детство изобретателя-самоучки. Тринадцатилетним подростком Алексей устроился на шахту выборщиком породы. От работы он не отлынивал, старался. Парня заметили и вскоре назначили придверником-;открывать и закрывать двери да шахте,-потом плитовым. Пришлось быть ему и подручным слесаря электромастерской. А в восемнадцать лет он уже работал монтером на шахте «Татьяна». Но вот настал 1914 год, и Алексея взяли в армию.

Домой солдат вернулся в девятнадцатом. Шахты лежали в развалинах. В поселке царил голод и тиф. Алексей в один день похоронил отца и двоих сестер. Но из поселка, как другие, не ушел. Знал, что время шахтеров придет. Уголь становился оружием революции. Без него останавливались поезда, закрывались заводы и фабрики. Чтобы покончить с топливным кризисом в стране, нужно было возродить Донбасс. Молодая Советская республика покупает за границей горные машины. Из Германии прибыли в Первомайск первые врубовки фирмы «Ейкгофф». Но немецкие шеф-монтеры, которые должны были собрать машины и научить управлять ими, почему-то не торопились.

Механику Первомайского рудоуправления Алексею Бахмутскому импортное оборудование в ящиках с большими немецкими буквами не давало покоя.

- Давайте сами попробуем,- настаивал он.

- Разве можно!-возражали ему.-За машины золотом платили...

- Я берусь пустить врубовки!-заверял механик.

Бахмутский добился своего. Ему разрешили спустить одну врубовку на шахте «Труд» и другую на «Альберте».

Механик разобрал упакованные машины и снова собрал их в забое. Познакомил с ними монтеров и слесарей:

- Видите, ничего особенного.

Врубовки пустили в ход. Бахмутский подобрал . и обучил первых врубмашинистов. Заграничная техника в руках советских умельцев начала работать без перебоев.

Обнаружив недостатки врубовок, механик сам кое-что переоборудовал и усовершенствовал. Тогда наконец появились немецкие шеф-монтеры.

- Как можно!-раскричались они.-Испортили драгоценную технику! Ее смазывать нужно!..

Им показали врубовки в работе. Куда и девалась спесь, когда узнали, что врубовки работают без остановок и превысили установленные фирмой нормативы. Присмотревшись, увидели усовершенствование какого-то местного механика. Вынули блокноты и все увиденное записали. Потом начали расспрашивать, не думает ли «герр» Бахмутский еще что-либо внести в конструкцию машины.

- Поживем-увидим,-дипломатично ответил Бахмутский.

Забегая вперед, следует сказать, что немецкие врубовки сразу начали изготовлять с учетом внесенных усовершенствований. А в годы оккупации Донбасса немецкие горные специалисты сбились с ног, разыскивая образцы машин первомайского механика Бахмутского.

Служба у механика рудоуправления неспокойная, ответственная. Всегда что-то происходит на той или иной шахте. То врубмашина почему-то остановилась, то насос вышел из строя, то конвейер закапризничал. Ни днем ни ночью механику нет покоя.

Как-то на шахте имени Крупской произошло короткое замыкание сразу на нескольких врубмашинах. В одной из лав, отремонтировав мотор, Бахмутский пустил машину. Но обычное подрубывание возле почвы оказалось безрезультатным. Пласт остался крепко спаянным с кровлей. Он попробовал подрубить его возле кровли. Уголь легко отделился.

«Вот,- подумал,- если бы машина сама одновременно подрубывала пласт и сверху и снизу».

Мысль эта засела глубоко и не давала покоя. Поделился ею с главным инженером рудоуправления. Тот сказал:

Дело сложное. Таких машин нигде в мире нет. Правда, американец О .Тула изобрел комбайн, но он годится только для горизонтальных пластов с мягким углем.

Вместе с главным инженером механик детально изучил чертежи американской машины.

Нет, очень громоздкая,-сделал вывод главный инженер.- Не пойдет на наших пластах. К тому же требует дополнительной ручной отбойки угля.

Наступил 1932 год. Партия объявила поход за механизацию трудоемких процессов производства. Изнурительную работу саночника заменил транспортер. На смену обушку пришел отбойный молоток. Но отбивали и наваливали уголь, как и раньше, вручную. Донецкая угольно-техническая конференция призывает советских конструкторов и всех шахтеров «выполнить почетное задание-как можно скорее сконструировать советский угольный комбайн». Объявляется всесоюзный конкурс на лучший комбайн, публикуется «Социалистический заказ на изобретение горного комбайна».

Бахмутский повторял:

Нам нужна комбинированная и высокопродуктивная машина.

Вот и подумай, Алексей Иванович, над такой машиной,- посоветовал главный инженер.

Как только появлялась свободная минутка, механик вытаскивал заветную тетрадь и начинал чертить. Эх, не хватало ему знаний! Часы поисков складывались в дни, дни-в месяцы. И вот наконец чертежи готовы. Весь коллектив рудоуправления с нетерпением ждал результатов поиска изобретателя. Правда, были и маловеры, и консерваторы, пытались даже мешать. Но партийная организация подбадривала, добилась, чтобы выделили необходимые материалы для создания опытного образца. Лучшие слесари электромеханических мастерских собрали комбайн в короткие сроки.

-Давайте назовем его именем изобретателя-«Б-1»,-предложил кто-то из рабочих.

На всесоюзный конкурс поступило 34 проекта. Но лишь комбайн «Б-1» оказался готовым к промышленным испытаниям.

Новую машину осмотрел С. В. Косиор, который приезжал в Первомайск.

-Большое дело вы делаете,-казал он Бахмутскому и его помощникам.- Смело спускайте комбайн в шахту.

Подбодренный добрым советом, Алексей

Иванович начал готовить комбайн к испытаниям.

17 сентября 1932 года шахтеры собрались в главной лаве первомайской шахты «Альберт». С искренним недоверием осматривали они новую машину. Возле нее, словно мать возле ребенка, возился с разводным ключом в руках человек в засаленной спецовке. Но вот он поднял руку и скомандовал:

- Пускай!

Стальное чудовище вздрогнуло и с шумом двинулось. Вот зубцы переднего бара врезались в толщу пласта. Одновременно заработали малый и главный транспортеры. На рештаки беспрерывным потоком посыпался уголь.

Люди в лаве словно окаменели. На их глазах впервые наяву случилось то, о чем они до сих пор только мечтали. Пришли в себя, когда из штрека долетело:

-Эгей, стой! Нет вагонеток.

Машина остановилась. В лаве снова наступила тишина. Первым ее нарушил руководитель горных работ Шарапов.

-Ну и машина!- проговорил он. Нажал кнопку-и пошла без остановки рубать.

-Такой в мире еще нет! - подхватил техник Червоный.

Самый старший в лаве горный мастер Кучеренко направил луч света на Бахмутского.

-На руках тебя нужно носить!

Присутствующие составили акт, в котором указали, что, несмотря на кустарное изготовление, комбайн «Б-1» успешно решает задачу механизации всех процессов угледобычи. Он одновременно зарубывал, отбивал, измельчал, наваливал и отправлял уголь в вагонетки. За двадцать минут подрубил и нагрузил 19 вагонеток. За восемь часов это составляло около 500 вагонеток! Лошадиной откаткой такого количества угля не перевезти.

-Ну и придумал ты машину,-сказал, обнимая Бахмутского, секретарь Кадиевского горкома партии Рубченко.-Прославил Первомайск.

Республиканская газета «Комуніст» 14 сентября 1932 года поместила портрет изобретателя и большую подборку материалов о нем. Она отметила, что «комбайн механика Бахмутского, испытанный на практике, показал чудесные качества».

Вскоре о механике из Первомайска узнала вся страна. Центральные газеты и журналы рассказывали о его изобретении. Отовсюду приходили горячие поздравления.

А для Бахмутского наступило время новых забот. Нужно было увеличить мощность комбайна, чтобы ему подчинялись и самые крепкие пласты. Алексей Иванович настойчиво продолжал совершенствовать свою схему. Один за другим появлялись комбайны «Б-2», «Б-3», «Б-4», «Б-5». Пока изготавливали наиболее мощную модель «Б-6», Бахмутский охотно согласился испытать комбайн конструкции Всесоюзного угольного института. Его радовали и свои и чужие удачи. Ведь машины облегчают шахтерский труд. А этому он и посвятил всю свою жизнь. Во время очередных испытаний Бахмутский получил травму, через некоторое время его не стало. Так и не успел он порадоваться результатам испытаний своей последней модели «Б-6». А она оказалась чудесной. В предвоенный год этой машиной было добыто свыше 200 тысяч тонн угля.

Золотыми буквами вписано имя А. И. Бахмутского в мировую историю горной техники. Грандиозным памятником шахтеру-самородку стали современные советские высокомеханизированные шахты, углевыемочные комплексы, которые полностью освобождают человека от тяжелого подземного труда.

Выдающегося изобретателя хорошо помнят его земляки. Недавно коллектив ЦЭММ треста « Первомайскуголь», где изготовлялись первые образцы комбайна, принял решение назвать мастерские именем А. И. Бахмутского. Тут до сих пор работают многие из тех, кто лично помогал ему в создании комбайна. Работает мастером энергоцеха младший сын изобретателя-Игорь. Кстати, и старшие сыновья Бахмутского-Владислав и Вениамин-тоже пошли по отцовской дороге, стали шахтерами.

***

Первомайск гордится и другими славными именами своих земляков. Вслед за Бахмутским и по его вдохновляющему примеру помощник главного механика Первомайского рудоуправления Николай Абрамович Чихачов в 1934 году сконструировал первый советский горнопроходческий комбайн. Он тоже прошел успешное испытание и послужил первоосновой для современных мощных горнопроходческих комплексов.

2 июля 1908 года в Первомайске родился и провел свои детские и юношеские годы Борис Горбатов, ставший потом известным советским писателем. Свое творчество он тесно связал с родным краем. В краеведческом музее города один из стендов посвящен жизни, литературной и активной общественной деятельности писателя-коммуниста.

Первомайск ныне прекрасный город. На всю страну и далеко за ее пределами известна продукция первомайского завода имени Карла Маркса, изготовляющего мощные электродвигатели. В соревновании за достойную встречу 50-летия Советской власти шахтеры треста «Первомайскуголь» удостоились памятного Красного знамени ЦК КП Украины, Президиума Верховного Совета УССР, Совета Министров УССР и Украинского республиканского совета профсоюзов.

На первомайских шахтах трудится много замечательных новаторов угольной промышленности. Коллектив высокомеханизированного подземного завода-шахты № 1-2

«Горская»-стал всесоюзной школой передовых методов труда. Герои Социалистического Труда А. Ворошилов, Н. Данько, А. Косенко, И. Ревенко и другие прославленные шахтеры высоко несут эстафету трудовой славы.

С.П. Булкин

Г.В. Тепляков

Памятные места Донбасса

1968 год

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 431 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.