Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
    Архив сайта
    Август 2017 (4)
    Июль 2017 (2)
    Июнь 2017 (6)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (3)
    Март 2017 (16)

    Конец дикого поля



    Историческая судьба нашего края исполнена драматических превратностей и заключает в себе глубокий интерес. В течение многих веков через его просторы совершалось великое движение воинственных народов древности из Азии в Восточную и Западную Европу. Здесь кочевали хозары, печенеги, торки, половцы. Некоторая часть кочевников оседала и занималась земледелием. В речных долинах возникают многочисленные половецкие поселения.

    Начало славянской колонизации края относится к VIII-IХ векам. В ней принимали участие вятичи, радимичи, а особенно черниговские северяне, наиболее энергичные среди славян, отчего и вся колонизация получила название северянской, памятником которой осталось до наших дней название реки - Северский Донец. Но успешно начатое проникновение Киевской Руси в южные степи в XIII веке было прервано монголо-татарским нашествием.

    Разорительное пребывание завоевателей не прошло бесследно. Места эти обезлюдели, пришли в упадок ремесла, земледелие. И на долгое время некогда процветающий край стал именоваться Диким полем. После распада Золотой орды часть земель между Днепром и Доном вошла в состав Крымского ханства, которое в свою очередь попало в зависимость от султанской Турции. С XVI столетия характер борьбы приобретает новые черты. Если раньше это была борьба за само выживание, за возможность сосуществования оседлого населения рядом с кочевниками, то теперь это стало борьбой двух религий, двух культур - мусульманской и христианской. Возобновляется остановленная почти на три столетия наплывом монголо-татар славянская колонизация южных степей.

    Большую роль в ней сыграла Запорожская Сечь, возникшая за Днепровскими порогами. Эта сильная воинская организация создавала свои опорные пункты не только в бассейне Днепра, но и в восточных землях, продвигаясь к Северскому Донцу. В устье речки Кальмиус при впадении ее в Азовское море выросло запорожское городище Домаха. Из беглых крестьян и посадских людей, искавших спасения в новых землях, создается

    еще одна казацкая вольница на Дону. Итак, вторая колонизация характерна созданием двух могущественных воинских общин - Запорожской Сечи и Войска Донского, - обладавщих огромными территориями. Границей между ними служит речка Кальмиус.

    И все же спокойствие еще не скоро пришло в эти края. Казакам фактически принадлежали только отдельные поселения и соединявшие их степные шляхи; все остальное пространство было наводнено крымскими и ногайскими татарами, грозившими казацким поселениям постоянной опасностью. Лишь в 1788 году после присоединения Крыма, степь была окончательно очищена от кочевников.

    Настойчиво и последовательно проводилась также правительственная колонизация южных земель.

    Российское правительство предложило занимать эти новые земли южным славянам. В царствование Елизаветы Петровны такое переселение достигло больших размеров. Во главе его стоял австрийский серб, полковник Хорват. Им был основан ряд военно-земледельческих поселений, состоявших из полков, рот и шанцев, составивших две вновь образованные провинции - Новосербию в северной части Херсонской губернии (Елисаветградскинq уезд) и Славяносербию в северо-восточной части Екатеринославской губернии (Славяносербский уезд). Кроме сербов, переселились сюда молдаване, болгары, российские старообрядцы. Впоследствии вся эта пестрая и разноязычная масса ассимилировалась с коренным, украинским населением, приняла его язык и обычаи.

    Правительство постоянно и щедро поощряло колонизацию. Только за десятилетие с 1752-го по 1762 год на переселение сербов было истрачено до 700 ООО рублей.

    Первыми поселенцами Бахмутского уезда следует считать запорожских казаков. Однако казацкие поселения были незначительны и недостаточны даже для борьбы с кочевыми племенами. Поэтому правительство учреждает здесь в 1571 году самый крайний в южных пределах Московского царства сторожевой пункт - «сторожа Бахмутская от Святогорской сторожи полднище». Впоследствии этой стороже суждено было сыграть выдающуюся роль. Увеличению населения здесь способствовало открытие соляных варниц. Это обстоятельство послужило к основанию в 1701 году города Бахмута.

    Многие из православных подданных Австрийской империи просили русское правительство принять их под покровительство России и дать им в ней земли для поселения. Просьба эта была уважена и в 1754-1755 годах в Бахмутский уезд прибыли под предводительством полковников Шевича и Прерадовича сербы, молдаване, валахи, венгерцы, поляки.

    Однако переселенцам не посчастливилось на новых местах. Болезни, вызванные переменой климата и воды, жилищная неустроенность уничтожили значительную часть новоприбывших. Немало погибло их «в годину лихолетья», когда орды крымских и ногайских татар опустошили Бахмутский уезд.

    Но как ни печальны были результаты колонизации уезда иностранцами, правительство не отказалось еще раз воспользоваться подобным способом заселить край молдаванами, валахами и сербами. Об этом свидетельствуют сведения архива Екатеринославской Духовной Консистории: «Теснимые и насилуемые турками, народы и духовенство славянского племени тысячами переходили в Новороссийский край из Молдавии и Валахии, из Сербии и Черногории. Яссы и Фокшаны около 1765 года опустели. Проживающий в Бендерском и Успенском монастырях митрополит Браиловский и Хотинский и всего побережья Дунайского Даниил убеждал и благословлял всех молдаван и валахов из Молдавии и Валахии переселяться в Россию».

    Это переселение валахов и молдаван совершилось большей частью в Бахмутский уезд и уже во второй половине XVIII столетия из этих выходцев, вместе с их предшественниками, образовались многолюдные поселения: Троицкое, Луганское, Землянки, Корсунь, Привольное и Верхнее.

    Около 1777 года командир сербского полка Жандр вывел из Польши 40 семейств дворян и поселил их в Бахмутском уезде. Другим лицам тоже поручено было вербовать в самарский и бахмутский гусарские полки не только чиншевое, т.е. беспоместное польское шляхетство, но даже пленных (после конфедератской войны 1768-1770 г.г.) поляков, находящихся в Оренбургской губернии. Для вывода их был послан поручик Бахмутского гусарского полка Давыдов.

    Наряду c этим в начале XVIII столетия в богатые степи и долины вдоль полноводных речек Бахмутки, Корсуня, Аугани, Железной, Кодемы устремляется в основном запорожская казацкая беднота. Природные условия определили род их занятий: земледелие, скотоводство, пчеловодство. Затем для укрепления границ Российского государства, защиты его от набегов турок и татар здесь создаются военные поселения. Так, в 1754 году возникло село Государев Байрак. Обширное и богатое, оно принадлежало к числу значительнейших и старейших населенных мест уезда. Бытописатель края преосвященный Феодосии говорил о нем в описании Екатеринославской епархии: «Слобода Государев Байрак - старинная, стародавняя, запорожская маетность. В 1770 г. по распоряжению Бахмутской провинциальной канцелярии слобода была отдана под население иностранному народу - православным валахам. Пользуясь выгодами и удобствами счастливой местности, новые поселенцы скоро обзавелись здесь отличной экономией и хорошими усадьбами. В 1780 г. в слободе числилось 305 мужчин и 335 женщин. В 1792 г. выстроена Свято-Вознесенская церковь». Впоследствии, по введении в крае губернского управления, слобода была обращена в волостное село. В 1831 году в ней числилось около 2 700 душ населения».

    В 1776 году губернатор В.А. Чертков, обозревая этот край, предназначил урочище Жеванный Лес, балки Сухой Яр и Житный Яр для государственной воинской слободы Зайцево. Основой нового поселения стали зимовники и хутора запорожских казаков, расположенные на речке Бахмутке. В 1778 году сюда переселили семьи из Черниговской и Полтавской губерний. Среди новоселов выделялся деятельный Никита Яковлевич Девятилов. По его инициативе спланировали улицы, построили избы, возвели церковь и церковно-приходскую школу. В память о нем южную часть слободы Зайцево назвали Никитовкой.

    В 1794 году в Зайцево проживало 673 человека. Об этом свидетельствует письмо Бахмутского духовного правления Екатеринославской епархии преосвященному Гавриилу: «Бахмутского уезда казенной деревни Зайцево общество поселян поданным мне прошением, изъясняя намерение свое соорудить в той деревне Зайцево церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, к чему уже как лесные материалы, так и церковная утварь имеется в готовности, просить о исходатайствовании у духовной власти позволения на сооружение оной; поскольку жители, не имея вблизи церкви, претерпевают в исполнении христианских

    обрядов крайнюю нужду; в оной же деревне состоит дворов 120, в них душ мужеска 343, а женска 330, а всего 673.

    Бахмутский протоиерей Петр Расевский.
    13 февраля 1 794 г.»

    До наших дней в народе сохранилось еще и такое предание. На живописном склоне балки Житный Яр, вблизи родников с чистой и очень вкусной водой, в канун светлого праздника Покрова явилась народу икона Божьей Матери - заступницы и покровительницы казаков. На этом святом месте 8 октября 1795 года с благословения преосвященного Гавриила протоиерей Стефан Ревуцкий соборне, по надлежащему церковному чиноположению, освятил новосооруженную Свято-Покровскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.

    В 1800-1805 годах селение стало настолько многолюдным, что часть его отделилась и образовала хутора Щербиновский и Нелеповский. Слобода Железная выросла из казацких зимовников, разбросанных по Железной балке.

    Главным занятием поселенцев поначалу было земледелие и извозный промысел, которым кормилось 88 процентов населения.

    Самое красивое видео о Донбассе



    Другие новости по теме:
    Просмотров: 561 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    D o n p a t r i o t . r u
     Издательство: Я патриот Донбасса.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
    Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
    .