Историческая судьба нашего края исполнена драматических превратностей и заключает в себе глубокий интерес. В течение многих веков через его просторы совершалось великое движение воинственных народов древности из Азии в Восточную и Западную Европу. Здесь кочевали хозары, печенеги, торки, половцы. Некоторая часть кочевников оседала и занималась земледелием. В речных долинах возникают многочисленные половецкие поселения.
Начало славянской колонизации края относится к VIII-IХ векам. В ней принимали участие вятичи, радимичи, а особенно черниговские северяне, наиболее энергичные среди славян, отчего и вся колонизация получила название северянской, памятником которой осталось до наших дней название реки - Северский Донец. Но успешно начатое проникновение Киевской Руси в южные степи в XIII веке было прервано монголо-татарским нашествием.
Разорительное пребывание завоевателей не прошло бесследно. Места эти обезлюдели, пришли в упадок ремесла, земледелие. И на долгое время некогда процветающий край стал именоваться Диким полем. После распада Золотой орды часть земель между Днепром и Доном вошла в состав Крымского ханства, которое в свою очередь попало в зависимость от султанской Турции. С XVI столетия характер борьбы приобретает новые черты. Если раньше это была борьба за само выживание, за возможность сосуществования оседлого населения рядом с кочевниками, то теперь это стало борьбой двух религий, двух культур - мусульманской и христианской. Возобновляется остановленная почти на три столетия наплывом монголо-татар славянская колонизация южных степей.
Большую роль в ней сыграла Запорожская Сечь, возникшая за Днепровскими порогами. Эта сильная воинская организация создавала свои опорные пункты не только в бассейне Днепра, но и в восточных землях, продвигаясь к Северскому Донцу. В устье речки Кальмиус при впадении ее в Азовское море выросло запорожское городище Домаха. Из беглых крестьян и посадских людей, искавших спасения в новых землях, создается
еще одна казацкая вольница на Дону. Итак, вторая колонизация характерна созданием двух могущественных воинских общин - Запорожской Сечи и Войска Донского, - обладавщих огромными территориями. Границей между ними служит речка Кальмиус.
И все же спокойствие еще не скоро пришло в эти края. Казакам фактически принадлежали только отдельные поселения и соединявшие их степные шляхи; все остальное пространство было наводнено крымскими и ногайскими татарами, грозившими казацким поселениям постоянной опасностью. Лишь в 1788 году после присоединения Крыма, степь была окончательно очищена от кочевников.
Настойчиво и последовательно проводилась также правительственная колонизация южных земель.
Российское правительство предложило занимать эти новые земли южным славянам. В царствование Елизаветы Петровны такое переселение достигло больших размеров. Во главе его стоял австрийский серб, полковник Хорват. Им был основан ряд военно-земледельческих поселений, состоявших из полков, рот и шанцев, составивших две вновь образованные провинции - Новосербию в северной части Херсонской губернии (Елисаветградскинq уезд) и Славяносербию в северо-восточной части Екатеринославской губернии (Славяносербский уезд). Кроме сербов, переселились сюда молдаване, болгары, российские старообрядцы. Впоследствии вся эта пестрая и разноязычная масса ассимилировалась с коренным, украинским населением, приняла его язык и обычаи.
Правительство постоянно и щедро поощряло колонизацию. Только за десятилетие с 1752-го по 1762 год на переселение сербов было истрачено до 700 ООО рублей.
Первыми поселенцами Бахмутского уезда следует считать запорожских казаков. Однако казацкие поселения были незначительны и недостаточны даже для борьбы с кочевыми племенами. Поэтому правительство учреждает здесь в 1571 году самый крайний в южных пределах Московского царства сторожевой пункт - «сторожа Бахмутская от Святогорской сторожи полднище». Впоследствии этой стороже суждено было сыграть выдающуюся роль. Увеличению населения здесь способствовало открытие соляных варниц. Это обстоятельство послужило к основанию в 1701 году города Бахмута.
Многие из православных подданных Австрийской империи просили русское правительство принять их под покровительство России и дать им в ней земли для поселения. Просьба эта была уважена и в 1754-1755 годах в Бахмутский уезд прибыли под предводительством полковников Шевича и Прерадовича сербы, молдаване, валахи, венгерцы, поляки.
Однако переселенцам не посчастливилось на новых местах. Болезни, вызванные переменой климата и воды, жилищная неустроенность уничтожили значительную часть новоприбывших. Немало погибло их «в годину лихолетья», когда орды крымских и ногайских татар опустошили Бахмутский уезд.
Но как ни печальны были результаты колонизации уезда иностранцами, правительство не отказалось еще раз воспользоваться подобным способом заселить край молдаванами, валахами и сербами. Об этом свидетельствуют сведения архива Екатеринославской Духовной Консистории: «Теснимые и насилуемые турками, народы и духовенство славянского племени тысячами переходили в Новороссийский край из Молдавии и Валахии, из Сербии и Черногории. Яссы и Фокшаны около 1765 года опустели. Проживающий в Бендерском и Успенском монастырях митрополит Браиловский и Хотинский и всего побережья Дунайского Даниил убеждал и благословлял всех молдаван и валахов из Молдавии и Валахии переселяться в Россию».
Это переселение валахов и молдаван совершилось большей частью в Бахмутский уезд и уже во второй половине XVIII столетия из этих выходцев, вместе с их предшественниками, образовались многолюдные поселения: Троицкое, Луганское, Землянки, Корсунь, Привольное и Верхнее.
Около 1777 года командир сербского полка Жандр вывел из Польши 40 семейств дворян и поселил их в Бахмутском уезде. Другим лицам тоже поручено было вербовать в самарский и бахмутский гусарские полки не только чиншевое, т.е. беспоместное польское шляхетство, но даже пленных (после конфедератской войны 1768-1770 г.г.) поляков, находящихся в Оренбургской губернии. Для вывода их был послан поручик Бахмутского гусарского полка Давыдов.
Наряду c этим в начале XVIII столетия в богатые степи и долины вдоль полноводных речек Бахмутки, Корсуня, Аугани, Железной, Кодемы устремляется в основном запорожская казацкая беднота. Природные условия определили род их занятий: земледелие, скотоводство, пчеловодство. Затем для укрепления границ Российского государства, защиты его от набегов турок и татар здесь создаются военные поселения. Так, в 1754 году возникло село Государев Байрак. Обширное и богатое, оно принадлежало к числу значительнейших и старейших населенных мест уезда. Бытописатель края преосвященный Феодосии говорил о нем в описании Екатеринославской епархии: «Слобода Государев Байрак - старинная, стародавняя, запорожская маетность. В 1770 г. по распоряжению Бахмутской провинциальной канцелярии слобода была отдана под население иностранному народу - православным валахам. Пользуясь выгодами и удобствами счастливой местности, новые поселенцы скоро обзавелись здесь отличной экономией и хорошими усадьбами. В 1780 г. в слободе числилось 305 мужчин и 335 женщин. В 1792 г. выстроена Свято-Вознесенская церковь». Впоследствии, по введении в крае губернского управления, слобода была обращена в волостное село. В 1831 году в ней числилось около 2 700 душ населения».
В 1776 году губернатор В.А. Чертков, обозревая этот край, предназначил урочище Жеванный Лес, балки Сухой Яр и Житный Яр для государственной воинской слободы Зайцево. Основой нового поселения стали зимовники и хутора запорожских казаков, расположенные на речке Бахмутке. В 1778 году сюда переселили семьи из Черниговской и Полтавской губерний. Среди новоселов выделялся деятельный Никита Яковлевич Девятилов. По его инициативе спланировали улицы, построили избы, возвели церковь и церковно-приходскую школу. В память о нем южную часть слободы Зайцево назвали Никитовкой.
В 1794 году в Зайцево проживало 673 человека. Об этом свидетельствует письмо Бахмутского духовного правления Екатеринославской епархии преосвященному Гавриилу: «Бахмутского уезда казенной деревни Зайцево общество поселян поданным мне прошением, изъясняя намерение свое соорудить в той деревне Зайцево церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, к чему уже как лесные материалы, так и церковная утварь имеется в готовности, просить о исходатайствовании у духовной власти позволения на сооружение оной; поскольку жители, не имея вблизи церкви, претерпевают в исполнении христианских
обрядов крайнюю нужду; в оной же деревне состоит дворов 120, в них душ мужеска 343, а женска 330, а всего 673.
Бахмутский протоиерей Петр Расевский. 13 февраля 1 794 г.»
До наших дней в народе сохранилось еще и такое предание. На живописном склоне балки Житный Яр, вблизи родников с чистой и очень вкусной водой, в канун светлого праздника Покрова явилась народу икона Божьей Матери - заступницы и покровительницы казаков. На этом святом месте 8 октября 1795 года с благословения преосвященного Гавриила протоиерей Стефан Ревуцкий соборне, по надлежащему церковному чиноположению, освятил новосооруженную Свято-Покровскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.
В 1800-1805 годах селение стало настолько многолюдным, что часть его отделилась и образовала хутора Щербиновский и Нелеповский. Слобода Железная выросла из казацких зимовников, разбросанных по Железной балке.
Главным занятием поселенцев поначалу было земледелие и извозный промысел, которым кормилось 88 процентов населения.
Издательство: Я патриот Донбасса. Верстка: Raven Black Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей
ул.Челюскинцев, 189а Соцсети: ВК, ОК, Facebook Периодичность: всегда с Вами Цена: информация беcценна
Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями.