Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Архив сайта
Май 2017 (3)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (3)

Развитие каменноугольной промышленности



Каменный уголь был издавна известен местному населению. Добывали его простейшим способом и использовали для домашних нужд.

Знали и широко применяли «горюч камень» запорожские казаки.

Академик Д.И. Яворницкий проводил археологические исследования в Запорожской Сечи и нашел там остатки донецкого угля, который использовался в кузнях для производства оружия, боеприпасов, а также для подков. Известно, что в Сечи постоянно работало 100 кузнецов.

Государственные крестьяне производили добычу угля в районе сел Зайцево, Железного и Щербиновских хуторов, где выходила на поверхность свита крутых пластов западной оконечности Донецкой антиклинали.

Первые крестьянские шахты возникли здесь в 1806 году. До 1820 года крестьяне добывали уголь беспрепятственно, без ведома правительственных органов. В дальнейшем добыча была отдана на откуп. В 1826 году прежний договор на откуп был отменен и введен закон о попутном платежном акцизе. Добыча угля, таким образом, стала оброчной статьей. Откупщикам вменялась в обязанность правильная добыча под надзором командированного чиновника. Следствием этого мероприятия было резкое сокращение добычи угля. С 1825 по 1829 годы было добыто 300 тонн угля против 3,3 тыс. тонн добытых в 1820-1825 годы. После 1829 года, когда вышел закон, разрешивший свободную разработку всех угольных пластов на казенных землях и предоставивший право предпринимателям вести горные работы по своему усмотрению, добыча угля крестьянами вновь оживилась. В 30-е и 40-е годы они ежегодно добывали от 2,5 до 5,2 тыс. тонн.

Для каменноугольного промысла крестьяне обычно объединялись по 10-12 человек в артель, осенью сооружали небольшую шахту и за зиму вырабатывали ее полностью, добывая до 200 тонн угля. Весной работы в шахте прекращали, а осенью начинали добычу на новом месте.

На крестьянских .шахтах Никитово-Зайцевского месторождения Бахмутского уезда ежегодно добывалось 250 тыс. тонн угля. Способ добычи был крайне примитивным, основными инструментами были: лопата, кайло, молоток, ручной ворот с веревками и кошелка для выдачи угля на поверхность. Здешний уголь был особенно хорош для кузнечного дела. Поэтому кузницы в радиусе 150 километров пользовались углем преимущественно этого месторождения. Кроме того, уголь отвозили в Таганрог, Бердянск и Александровск (ныне Запорожье).

В дальнейшем, до проведения в крае железных дорог, более или менее широкая эксплуатация каменноугольного богатства состояла в непосредственной связи с возникающими в крае крупными предприятиями, потребляющими уголь. Поэтому развитие Донецкой каменноугольной промышленности до 70-80 годов XIX столетия вполне совпадает с развитием южнорусской железоделательной промышленности, потреблявшей на месте огромное количество минерального топлива. Развивалась с такою же быстротою и рельсовая сеть, открывавшая возможность вывоза угля за пределы района. Из той обширной и детально развитой рельсовой сети, которая была известна под именем Донецких участков Екатерининской железной дороги, старейшей считалась линия Горловка-Ростов, открытая для движения в 1869 году

В 1868 году из надела государственных крестьян села Железного Зайцевской волости было отчуждено в собственность Общества Южнорусской каменноугольной промышленности под проведение железной дороги 555,5 десятины за общую сумму 22485 руб. 33 коп., т.е. 40 руб. 51 коп. за десятину.

Из надела государственных крестьян села Зайцево Зайцевской волости отчуждено в пользу Общества ЮРКП 485 десятин. За эту землю Общество внесло в государственную казну причитающуюся по закону третью часть стоимости и отдало в собственность Зайцевскому обществу крестьян 970 десятин пахотной земли. Отчужденный участок обошелся Обществу в 72000 руб., т. е. 148 руб. 45 коп. за десятину.

Один за другим вырастали в степи рудники. Общество Южнорусской каменноугольной промышленности возникло почти одновременно с Обществом Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Учредителем обоих обществ был строитель Азовской дороги С.С. Поляков, на которого правительство при выдаче концессии на постройку дороги в 1869 году, возложило обязательство соорудить на юге России железоделательный завод, действующий на местном материале. Однако Поляков ограничился заложением на отчужденном ему для устройства завода близ села Корсунь участке земли несколько небольших конных угольных копей для снабжения дороги топливом.

С предложениями строить железную дорогу южнее Курска в Особенную канцелярию Департамента железнодорожных дел МПС обращались: в 1861 году Тортон, Самуель, Букве, Легетер, Уатсон; в 1862 и 1864 годах ГопС и другие.

Однако концессия на постройку дороги была выдана в 1868 году коммерции советнику С.С. Полякому, известному в то время предпринимателю, подрядчику строительства Петербургско-Московской железной дороги.

С.С. Поляков прославился не только как предприниматель, но и как меценат, построивший на свои средства Московскую хасидскую синагогу и передавший это здание хасидской общине. Здание это на Большой Бронной в Москве сохранилось до наших дней. По просьбе любавичской общины правительство России приняло новое решение - вернуть синагогу московским евреям, и открыть здесь еврейскую академию имени Моисея Маймонида с национальной библиотекой и гимназией.

Устав Общества Южнорусской каменноугольной промышленности был утвержден правительством 9 апреля 1872 года, а работы по добыче угля начинались с 1873 года. Таким образом. Общество явилось одним из старейших предприятий Донецкого каменноугольного бассейна.

Тщательно анализируя проект Устава Общества Южнорусской каменноугольной промышленности. Министр финансов, статс-секретарь Рейтерн писал: «Развитие в России разработки каменного угля и антрацита составляют существенную потребность для обеспечения топливом как фабрик и заводов, так и в особенности наших железных дорог; посему, по мнению министра финансов, предприятие, клонящееся к добыванию, в более значительных размерах минерального топлива, заслуживает поощрения.

Существенная льгота, которая испрашивается по проекту Устава, представленным коммерции советником Поляковым, заключается в способе образования капитала выпуском облигаций...

Другая льгота, о которой ходатайствует Поляков, заключается в беспошлинном пропуске из-за границы машин и других принадлежностей для устройства шахт и заводов».

Комитетом Министров было подготовлено: «...из поступающих ходатайств о дозволении учредить акционерные компании, давать ход только тем, от которых можно положительно ожидать государственной или общественной пользы и выгоды, обращая вместе с тем внимание на благонадежность учредителей».

Учреждаемое С. Поляковым Общество имело целью разработку каменного угля и антрацита в Донецком каменноугольном бассейне и обязывалось довести в четыре года разработку угля до 10 млн. пудов в год.

Капитал Общества был определен в 5 млн. металлических рублей и образовался выпуском разобранные учредителем и приглашенными им лицами акций на 1 млн. 700 тыс. металлических рублей.

Облигации займа выпускались только по разрешению Министерства финансов и покупателям гарантировалась своевременная выплата процентов и погашение облигаций.

Параграфом 4 Устава оговаривалось: «Исправная уплата процентов и погашение по облигациям обеспечивается преимущественно перед всеми другими долгами Общества:

1.Всеми прибылями Общества.

2.Запасным капиталом.

З. Всем движимым и недвижимым имуществом Общества, как тем, которые при открытии действий Общества приобретено будет, так и тем, которое приобретено быть может.

Одновременно с выпуском облигаций налагается на все недвижимое имущество Общества запрещение в полной сумме выпускаемых облигаций».

Для привлечения иностранного капитала, учитывая конвертируемость металлического рубля на мировом рынке, облигации выпускались в металлических рублях, фунтах стерлингов, прусских талерах, голландских гульденах и франках.

Иностранные инвесторы охотно вкладывали свои средства в акционерные компании России, т. к. имели государственную гарантию и защиту российских законов о частной иностранной собственности.

Прибыль в то время не стремились вывозить «по домам», а вновь вкладывали в развитие и расширение производства, ибо имели приличные доходы.

В то время каменноугольная промышленность в стране находилась еще только в зачаточном состоянии и пионерам этого дела пришлось потратить немало усилий, чтобы преодолеть многочисленные препятствия, являвшиеся со всех сторон и мешавшие правильному росту промышленности. К разным трудностям, связанным с технической частью дела, которую надо было насадить в стране, в ту пору не имевшей поставленной фабричной промышленности, прибавлялось отсутствие рабочего населения, привычного к горным работам.

Первые шаги Общества ЮРКП в промышленной разработке каменного угля были сделаны под руководством надворного советника, горного инженера Петра Николаевича Горлова - человека замечательного рода и самого по себе замечательного.

11 августа. 1828 года Николай I подписал следующий указ Правительствующему сенату: «Рассмотрев поднесенный нам от правительствующего сената доклад о председателе Иркутского губернского правления действительным статском советнике Горлове, осужденном за беспорядки, допущенные им по доставлению в Иркутск государственных преступников, повелеваем отставить Горлова от занимаемого места». А 26 августа последовало указание вообще уволить его от государственной службы. Это о Николае Петровиче Горлове, отце Петра Николаевича.

А провинился он вот в чем. 28 августа 1826 года в Иркутск доставили приговоренных к каторжным работам декабристов Волконского, Трубецкого, братьев Борисовых. Отсюда их должны были отправить в самое страшное по тому времени место - Нерчииские рудники.

Оставшийся в отсутствие военного и гражданского губернаторов самым высшим в Иркутске должностным лицом председатель губернского правления Н.П. Горлов «злоупотребил» своей властью. Во-первых, распорядился вопреки возражениям коменданта города генерал-майора Покровского и городничего Пирожкова, освободить осужденных от оков. Во-вторых, приказал снять воинский караул, и это позволило кое-кому из сочувствовавшим декабристам иркутян и «вступить в контакты с преступниками». И, наконец, самое «греховное» - отправил четверых осужденных вместо предписанного приказом военного министра Нерчинска на близлежащие заводы, где каторжников ожидала значительно более легкая участь. Поступил так Николай Петрович осознанно, исходя из своих идейных и моральных убеждений. Так пишет Я. Гордин в повести «После восстания», опубликованной в журнале «Звезда» № 12 за 1975 год.

В подмосковных селах Измайлово и Свиблово (ныне на их Месте выросли одноименные жилые массивы Москвы), где поселились Горловы после Иркутска и где основал Николай Петрович фабрику по выделке шерстяной пряжи, прошло детство Петра Горлова.

После смерти, в 1849 году, отца десятилетнего Петра мать поместила в 1-ю московскую гимназию. А уже три года спустя, окончив гимназию с золотой медалью, он становится студентом Петербургского горного института. И его он окончил с отличием -

станок на строящейся Курско-Харьковско-Азовской железной дороге - Горловкой.

В своей книге «История горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи (1696-1859 г.г.)», изданной в Харькове типографией «Мирный труд» в 1915 году, Горлов писал: «В 1843 г. Ле-Пле издал книгу на французском языке. Она содержит списки месторождений каменноугольных и железорудных с указанием мощности пластов, их качества и положений.

На приложенной к книге карте нанесены места выходов пластов на поверхность и проведены границы юго-восточной части... Она меня привела к месту, на котором раскинулась Горловка...».

П.Н. Горлова можно назвать одним из пионеров каменно-угольной промышленности Донецкого бассейна. К особым заслугам его нужно отнести введение потолкоуступной системы разработки крутопадающих пластов с закладкой выработанного пространства - весьма смелая задача ввиду абсолютного отсутствия в ту эпоху опытных горнорабочих и технического персонала.

Работая во вновь созданном Обществе Южнорусской каменноугольной промышленности, Петр Николаевич занимался не только строительством шахт. Он ездил за границу за техникой для них, решал проблемы подготовки кадров.

В 1885-1892 годах под руководством П.Н. Горлова развертываются разработки Тквибульского угольного месторождения на Кавказе, а в 1892-1900 годах он изыскивает средства борьбы с плывунами, разрушающими насыпи вновь строящейся Уссурийской железной дороги, разведывает в зоне ее прохождения два угольных месторождения - Свято-Макарьевское и Спасское. В 1901-1903 годах П.Н. Горлов в Средней Азии много занимался важными для этих мест проблемами водоснабжения и попутно составил «Описание каменноугольных месторождений Туркестанского края».

Когда началась русско-японская война, П.Н. Горлова экстренно отзывают обратно на Дальний Восток для содействия развитию угледобычи на копях Восточно-Китайской железной дороги в Манчжурии. Он значительно усовершенствовал технологию отработки запасов, угля на шахтах Джалайнора. А после захвата японцами Фущунских копей всего за шесть месяцев станок на строящейся Курско-Харьковско-Азовской железной дороге - Горловкой.

В своей книге «История горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи (1696-1859 г.г.)», изданной в Харькове типографией «Мирный труд» в 1915 году, Горлов писал: «В 1843 г. Ле-Пле издал книгу на французском языке. Она содержит списки месторождений каменноугольных и железорудных с указанием мощности пластов, их качества и положений.

На приложенной к книге карте нанесены места выходов пластов на поверхность и проведены границы юго-восточной части... Она меня привела к месту, на котором раскинулась Горловка...».

П.Н. Горлова можно назвать одним из пионеров каменноугольной промышленности Донецкого бассейна. К особым заслугам его нужно отнести введение потолкоуступной системы разработки крутопадающих пластов с закладкой выработанного пространства - весьма смелая задача ввиду абсолютного отсутствия в ту эпоху опытных горнорабочих и технического персонала.

Работая во вновь созданном Обществе Южнорусской каменноугольной промышленности, Петр Николаевич занимался не только строительством шахт. Он ездил за границу за техникой для них, решал проблемы подготовки кадров.

В 1885-1892 годах под руководством П.Н. Горлова развертываются разработки Тквибульского угольного месторождения на Кавказе, а в 1892-1900 годах он изыскивает средства борьбы с плывунами, разрушающими насыпи вновь строящейся Уссурийской железной дороги, разведывает в зоне ее прохождения два угольных месторождения - Свято-Макарьевское и Спасское. В 1901-1903 годах П.Н. Горлов в Средней Азии много занимался важными для этих мест проблемами водоснабжения и попутно составил «Описание каменноугольных месторождений Туркестанского края».

Когда началась русско-японская война, П.Н. Горлова экстренно отзывают обратно на Дальний Восток для содействия развитию угледобычи на копях Восточно-Китайской железной дороги в Манчжурии. Он значительно усовершенствовал технологию отработки запасов, угля на шахтах Джалайнора. А после захвата японцами Фущунских копей, всего за шесть месяцев ввел в строй Сретенскую шахту недалеко от Харбина, которая за три следующих месяца дала 2,5 млн. пудов топлива.

Петр Николаевич многое сделал и на общественном поприще. В конце 70-х годов принял активное участие в учреждении съезда горнопромышленников Юга России, от дел которого не отходил до конца своей жизни. Во Владивостоке по его инициативе в 1894 году создается отделение Императорского технического общества. Петра Николаевича до самого отъезда в Среднюю Азию ежегодно избирали его председателем.

П.Н. Горлову принадлежит ряд печатных трудов. До сих пор было известно, что лишь в фондах Государственной публичной библиотеки имени В.И. Ленина хранятся написанные им «История горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи», очерки о Воскресенском горнопромышленном обществе, обществе экибастузских каменноугольных колей, Тквибульской каменноугольной копи, а также исследования «О мерах для развития горной промышленности в Приамурском крае», и «Петербург Невы еще не знает (по водопроводному вопросу)». При подготовке материалов к этой книге труды П.Н. Горлова авторам удалось обнаружить и в Харьковской областной библиотеке. Благодаря этой находке многие исторические факты получили более полное и достоверное отображение.

76 лет прожил Петр Николаевич Горлов. И можно с убежденностью сказать: ни за один день, месяц, год своей жизни ему не приходилось стыдиться - все они были отданы добрым делам, полезным для страны, для народа. Умер он 20 ноября 1915 года. Проходивший в эти дни сороковой съезд горнопромышленников Юга России в направленной родным телеграмме соболезнования просил «...присоединить нашу скорбь об утрате столь прекрасного человека и выдающегося деятеля на поприще горного дела».

Как указывалось выше, до 1872 года разработка угля на Зайцевском месторождении производилась небольшими шахтами. П.Н. Горлов построил две капитальные шахты: Корсунскую копь глубиной 62 саженя в 1873 году и Чегарскую копь («Новая») глубиной 50 саженей в 1877 году.

Первые копры тогда возводили из дерева, покрывали огнестойким составом и служили они 12-15 лет. На Корсунской копи стволы крепились дубовыми пластинами, а на Чегарской - сосновыми брусьями.

Уголь поднимался, в клетях, вмешавших два вагона с 70 пудами полезного груза. Канаты для подъема угля на Чегарской копи, как и на всех других рудниках уезда, были проволочные, диаметром 33 миллиметра, а на Корсунском руднике - из манильской пеньки - единственный во всем уезде, плоский, состоявший из 6 соединенных круглых канатов. Стоимость этого капота оценивалась в 3 500 руб. золотом, и он считался гораздо надежнее проволочных, которые быстро перетирались.

Для бурения шпуров при проведении квершлагов и при уг- лубке стволов применялись буровые машины Сакса, приводимые в действие сжатым воздухом.

Выемка угля в забоях осуществлялась вручную с помощью обушков и кирки. Откатка к стволу производилась лошадьми в железных вагончиках со стальными осями на колесах системы Радо (с автоматической смазкой). Вместимость вагончика была 35 пудов.

Работы велись с полной закладкой выработанного пространства камнем, отчасти получаемым из каменоломней на рудничных участках, причем за выломку и доставку 1 куб. саже- ня платилось 5 руб. 25 коп., а частью доставляемым крестьянами окружающих сел из своих карьеров по 6 руб. за куб. сажень. Камень заготавливался всегда весною.

Для крепления выработок употреблялся сосновый, дубовый, ясеневый и других пород лес, получаемый из Славянска и Екатерипослава.

На Корсунском руднике в 1872 году построили кирпичный завод, производивший кирпич только для рудничных надобностей. В 1883 году на нем изготовили 84 тыс. штук кирпича, производство его обходилось 7 руб. 50 коп. - 8 руб. за 1000 штук.

Работы в рудниках проводились днем и ночью, во все времена года. Рабочие всегда были свои, живущие постоянно при шахтах, так что за наймом на сторону обращаться вовсе не приходилось, а зимой многим пришедшим даже отказывали в приеме.

С рабочими заключались условия. Существовали писанные для них правила. Однако правила вскоре были признаны стеснительными и отменены.

Работы проводились сменами от 6 часов утра до 6 часов вечера и от 6 часов вечера до 6 часов утра. Летом рабочим полагалось 2 часа на обед, полчаса на завтрак и полчаса на полдник; а зимою - только на завтрак и на обед. Согласно действующим правилам всем рабочим полагалось обязательно за 15 дней объявлять конторе о желании оставить работу.

Лечение и содержание в лечебницах было бесплатным, приходящим лекарства отпускались также бесплатно.

Добыча каменного угля Обществом ЮРКП стремительно росла. Конными шахтами с начала работ до 1872 года было добыто 55 тыс. пудов, а после постройки Корсунской копи: в 1873 году - 825, в 1875 году - 2259, после постройки Чегарской копи в 1878 году - 6264 тыс. пудов.

Для обучения горному делу способных техников Обществом Южнорусской каменноугольной промышленности в 1877 году при Корсунской копи было устроено Горное училище им. С.С. Полякова, выпускавшее своих учеников со званием штейгера. Училище содержалось на средства, ассигнуемые Обществом (3750 руб.), Съездом горнопромышленников Юга России (3750 руб.) и дохода училища (плата за учение составляла около 6 тыс. руб.).

Курс обучения был четырехгодичным: 3 года теоретических и 1 год практических занятий. Поступали в Горное училище окончившие курс городских, уездных, духовных и реальных училищ и получившие соответствующее домашнее образование. В Горном преподавали: русский язык, закон Божий, алгебру, геометрию и тригонометрию, маркшейдерское искусство, техническое черчение, строительное искусство, механику, физику, химию, минералогию, геологию, геодезию, горное искусство, а также рудничное администрирование, счетоводство и отчетность. Заведовал училищем попечительский Совет под руководством С.С. Полякова.

В 1881 году всех учащихся насчитывалось 37 человек, из них: содержащихся за счет училища 18, своекоштных 15 и приходящих 4.

В училище принимались лица всех сословий и национальностей. Мещан было 21, крестьян - 2, детей дворян и чиновников - 11, детей духовных лиц - 2. По национальному составу: русских - 28, евреев - 8, поляков - 1. Почти половина учеников прибыла из Екатеринославской губернии, главным образом из Таганрога, остальные - из соседних южных, юго-западных, юго- восточных, центральных и северных губерний.

По окончании курса ученики не ставились ни в какие обязательные отношения к Обществу ЮРКП.

Только с 1881 по 1914 год Горловское горное училище подготовило 1134 штейгера и внесло большой вклад в развитие гор- поп промышленности Донбасса и других горнорудных районов. По решению акционеров в здании училища учредили горнопромышленный музей имени С.С. Полякова.

При Корсунском руднике и станции образовалось поселение Горловка, в котором жили горнорабочие, служащие, торговцы, ремесленники и железнодорожные рабочие.

Общество Южнорусской каменноугольной промышленности уделяло большое внимание обустройству поселка. К концу XIX века здесь имелось: 14 домов для служащих рудника, 10 больших каменных казарм, 177 хат деревянных и каменных. Хаты были выстроены самими рабочими из рудничного материала и находились в их пользовании в течение всего времени пребывания на рудниках. При уходе каждому рабочему предоставлялось право продать хату, но непременно кому-нибудь из рабочих и вырученную сумму взять в свою пользу. Выручалось при таких продажах 50-60 рублей. Если рабочему не удавалось продать свою хату, то она поступала в распоряжение рудничной конторы с уплатою за нее рабочему 10 рублей. Желающие занять такие хаты платили конторе 10 рублей и приобретали право владельца.

Очевидцы свидетельствуют, что жилища рабочих Общества Южнорусской каменноугольной промышленности были несравненно лучше жилищ Новороссийского общества. Администрация Общества ЮРКП обращала серьезное внимание на жилища и не позволяла строить дома «недостаточно обширные и высокие».

Торговцам и ремесленникам дозволялось возводить на рудничной земле из собственного материала жилые и нежилые постройки с тем, чтобы в течение 7 лет поселенец не платил никакой аренды ни за место, ни за право торговли. По истечению 7 лет постройки поступали в собственность рудника.

При руднике имелись питомники по выращиванию деревьев для обсадки рудничных отвалов. Откосы укреплялись забитыми в несколько параллельных рядов копьями и плетнем, куда засыпалась земля. На образованных террасах высаживались деревья, для орошения которых употребляли рудничную воду.

Печальные с виду отвалы пустой породы превращались в зеленые холмы, оживлявшие местность и стававшие местом отдыха для жителей поселков.

Только в 1890 году посадка леса на Корсунской копи обошлась в 1708 руб. 83 коп., для чего был открыт спецсчет.

К 1 января 1893 года стоимость разведения леса составила 3513 руб. 87 коп.

Правительство стимулировало лесоразведение в Донбассе и освобождало от арендной платы за землю промышленников, озеленивших лесополосами дороги, отвалы породы и насаждавших леса.

Для удовлетворения религиозных потребностей рабочих Общество ЮРКП построило при Корсунской копи церковь на 300 человек и при ней новое здание, где помещалось Горное училище имени С.С. Полякова. Служба в церкви началась в 1891 году, в день Святого Макария Великого. В его честь церковь назвали Макарьевской.

Впоследствии Общество выделило 66 тыс. руб. на постройку новой Никольской церкви, т.к. действовавшая не могла вместить всех молящихся.

В 1895 году в Корсунской копи открыли народную библиотеку в 600 томов, часть книг для которой на личные средства закупил и подарил П.Н. Горлов.

За образцовое устройство копей, за системы разработок с закладкой выработанного пространства камнем, за просторные и опрятные помещения для рабочих, за содействие и развитие горной промышленности, церквей и Горного училища, а также народной библиотеки Общество ЮРКП заслужило высшее поощрение.

На основании решения пятого съезда углепромышленников П.Н. Горлов и другие промышленники были утверждены распорядителями общей выставки минеральных богатств Донецкого каменноугольного бассейна на Всероссийской выставке в Москве в 1881 году.

1 декабря 1880 года «Южнорусский горный листок» опубликовал «Приглашение», в котором указывалась цель этой выставки: «ознакомить предприимчивых промышленных людей с разнообразными богатствами недр нашего края».

Общество Южнорусской каменноугольной промышленности было удостоено на выставке высшей награды - Государственного герба. А на промышленной выставке в Одессе в 1884 году награждено золотой медалью. При этом отмечалось: «Пример Горловки заслуживает подражания на других копях и заводах».

В докладе Правления Общества ЮРКП чрезвычайному общему собранию акционеров 20 марта 1891 года сказано: «В настоящее время из трех принадлежащих Обществу копей вырабатывается ежегодно около 10 млн. пудов каменного угля... Такая добыча, хотя и считается весьма значительною в Донецком бассейне, ибо лишь три каменноугольных общества разрабатывают по 10 и более млн. пудов угля в год, а остальные гораздо меньше, по, тем не менее, сравнивая производительность копей нашего Общества с производительностью рудников в Западной Европе, нельзя не признать ее незначительною, и поэтому увеличение добычи - весьма желательно и необходимо.

В последнее время правительство приняло ряд мер к поддержке и развитию промышленности Донецкого бассейна увеличением пошлины на иностранный уголь ввозимый в порты Черного и Азовского морей, понижению железнодорожных тарифов на провоз донецкого угля в северном направлении, к Москве и за Москву и одновременно возвышению тарифов на провоз английского угля из портов Балтийского моря во внутренние губернии.

...Быстро развивающаяся промышленность на юге России предъявляет все большее и большее требование на уголь. В этом отношении металлургические заводы занимают первое место. Существующие 3 завода (Юза, Кокерилля и Брянский) постоянно расширяются и, кроме того, возникают еще два новых чугуноплавильных и железоделательных завода, один в Кривом Роге уже строится, а другой в ближайшем-соседстве наших рудников, близ ст. Константиновки Курско-Харьково-Азовской железной дороги, будет строиться, вероятно, в текущем году, и не позже будущего года. Этот последний завод особенно интересен для нас, ибо он явится несомненным покупателем нашего угля и кокса в количестве нескольких млн. пупов в год, и поэтому мы особенно содействовали осуществлению сего завода.

В виду всего этого, увеличение добычи угля представляется для нашего Общества особенно желательным и выгодным...

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 669 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.