Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Архив сайта
Июль 2017 (2)
Июнь 2017 (6)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)

От обушка к механизированным крепям и комплексам



Идея механизации выемки угля в шахтах зародилась давно, еще в XVIII столетии. Первый патент на врубовую машину получил английский изобретатель в 1761 году, а 14 лет спустя, т.е. в 1775 году, был спущен в шахту «Веллингтонг» в Нортумберленде «железный человек» Вилли Броунса.

Широкое применение врубовые машины нашли после появления сжатого воздуха и электричества, когда стало возможным применение их в забое.

Первые попытки механизации добычи угля в России были предприняты в 1874 году.

Отводя Русскому обществу пароходства и торговли участок для устройства Грушевского антрацитового рудника, правительство предоставило некоторые льготы «с тем, однако, условием, что рудник, введя у себя все усовершенствования, которые только имеют применение в рудничном деле, служил бы образцом для всех шахт».

Управляющий рудником П.Д. Скарятин задался целью удешевить добычу топлива, опираясь на силу машин. С этой целью механика рудника послали в Англию для изучения всех тех механических приспособлений, которые наиболее могли быть применены в местных условиях. Как писал в 1871 году «Горный журнал», «Плодом этой командировки было введение зарубных машин, приводимых в движение сгущенным воздухом, применение гидравлических машин для отливки воды, сверлильных машин, замена электрическим звонком обыкновенного сигнального молотка, и, наконец, изучение особых машин для проходки ходов, которые, впрочем, даже в Англии имеют весьма малое применение».

Творческая мысль наших умельцев также была направлена на создание отечественных угледобывающих машин и механизмов, им принадлежит первенство в поисках основных путей прогресса угольного комбайностроения.

Первое из запатентованных предложений принадлежало петербургскому титулярному советнику А. Калери. В январе 1896 года он подал в патентное бюро Германии заявку, по которой ему был выдан патент № 89185.

В «Русской привилегии» № 4912, выданной А. Калери по заявке от сентября 1897 года «на машину для добывания горных пород», говорится: «Предлагаемая машина назначается для добывания горных пород в забоях, обнаженных и пр., преимущественно в виде глыб или призматических кусков...».

Машину, изобретенную А. Калери, можно считать добычным горным комбайном, т.к. она предусматривала одновременную механизацию основных операций по добыче гордых пород: зарубки, отбойки, навалки. Вскоре после А. Калери другой изобретатель Ф.А. Поляков-Ковтунов спроектировал ряд машин для земляных работ. На десять изобретений ему было выдано шесть привилегий по заявкам 1907-1908 годов.

Известно, что «Землестрогальная машина» Ф.А. Полякова-Ковтунова изготовлялась Путиловским заводом перед первой мировой войной. Предназначалась она для разработки глиняных карьеров. Исполнительный орган машин - строгающий нож, принцип действия - челноковый, полоса забоя снимается при движении вперед и при обратном ходе ножей.

Изобретения А. Калери и А.Ф. Полякова-Ковтунова - первые известные у нас предложения по горным комбайнам.

В заграничной практике также предпринимались попытки спроектировать комбинированные горные машины. Принято считать, что впервые такую машину для добычи горных пород предложил американец Э.О. Тул в 1896 году. Однако первый патент на изобретение он получил лишь в феврале 1923 года. Тогда же машина была построена в нескольких вариантах.

Другой американский изобретатель Е.С. Морган в 1910 году соорудил свой проходческий комбайн. Его машина по своей сущности являлась комбайном для проходки по углю малой вязкости. Изготавливавшая ее в 1923 году фирма «Джедфри» рекламировала машину как универсальную, т.е. предназначенную для применения не только на подготовительных, но и на очистных работах. Однако, все попытки применить ее на очистных работах по углю оказались безуспешными даже в американских условиях камерно-столбовой системы разработки, для которой машина создавалась.

Следует отметить, что ни одна из рассмотренных выше работ не была доведена до конца - работоспособного горного комбайна создано не было.

На развитие механизации добычи угля в нашей стране отрицательно сказывались, с одной стороны, наличие огромного рынка дешевой рабочей силы, постоянно пополнявшегося разорившимся крестьянством, а с другой - высокая стоимость машинного оборудования, объясняющаяся в значительной мере слабостью отечественного горного машиностроения.

На пластах пологого падения, как за границей, так и в Донбассе, еще до 20-х годов XX века уже имелись врубовые машины, в известной мере механизирующие труд забойщика. На пластах с крутым залеганием таких машин еще не было, и выемка угля производилась вручную - с помощью обушка.

Впервые врубовые машины на пластах крутого падения были применены в 20-х годах XX века в Германии на шахтах Рурского бассейна. В эти годы в Руре испытывали, внедряли и создавали различные типы пневматических врубок облегченного веса (0,5-1,5 т) со штанговым или баровым рабочим органом, так называемые углерезки.

В нашей стране внедрение углевыемочных машин на крутых пластах началось несколько позже. Необходимость механизации добычи угля на крутых пластах была вызвана острым недостатком забойщиков и угрозой дальнейшего систематического падения производительности труда, особенно на шахтах Центрального района Донбасса.

По данному вопросу особый интерес представляет статья В.А. Гончаренко «О механизации крутопадающих пластов, опубликованная в журналах №6 и №7 «Инженерный работник» в 1929 году в Харькове.

Из приведенного в ней примера видно, что «неограниченные горные возможности по наличию большого количества участков и забоев на шахтах Центрального района, естественной доставки угля из забоя на штрек под собственным весом благодаря крутому падению, не использовались даже на 50% вследствие недостатка забойщиков, усугубляемой массовой невыхождаемостью, доходящей до 30-40% от списочного состава и невероятной текучестью (169% за первое полугодие 1928-1929 г.г.)». Поэтому уплотнение забоев в шахтах осуществлялось лишь на 50%.

Так, на шахте №1 Горловского рудоуправления 10 участков имели 298 уступов, в которых могло работать в две смены 596 забойщиков, фактически трудилось лишь 298, при этом суточная добыча шахты достигала 1470 тонн, а среднемесячное подвигание забоев не превышало 23,9 метра. Таким образом, увеличение добычи на шахте, кроме других технических факторов (пропускная способность подъемов, недостаточная мощность вентиляторов), сдерживалось прежде всего недостатком забойщиков.

Производительность труда забойщиков в Центральном районе Донбасса в течение 1924-1928 годов не только не повышалась, но и с каждым годом снижалась. Если в 1925-м она составляла 5 тонн, то в 1928-м - всего 4,58 тонны.

Анализ показал, что падение производительности труда явилось следствием значительного изменения в процентном соотношении разрабатываемых пластов по мощности и крепости угля, что, естественно, влияло решающим образом на производительность забойщиков вручную.

В дореволюционный период рудники Центрального района разрабатывали исключительно группу пластов: «Куцый», «Толстый», «Девятка», «Мазурка», «Подпяток» где производительность забойщиков составляла от 5 то 10 тонн. Остальные пласты не разрабатывались из-за малой мощности и большой крепости углей.

Таким образом, вопрос механизации крутопадающих пластов в Центральном районе Донбасса уже в 20-х годах является первейшей необходимостью.

Опыты по механизации выемки угля на пластах крутого падения в Центральном районе начались с 1925 года и велись, по таким направлениям:

- применение пневматических отбойных молотков;

-;применение врубовых машин зарубежных конструкций и отечественного производства;

-создание и применение угледобывающих комбайнов.

Применение пневматических отбойных молотков для выемки угля в лавах крутопадающих пластов началось одновременно на шахте №5 Горловского рудоуправления и на шахтах «Югостали» - «Бунге» и «София» Енакиевского рудоуправления.

В 1926 году большая группа горловских забойщиков с шахты №5 была направлена в Рурский бассейн для обучения работе на отбойных молотках. В то время были закуплены компрессоры и отбойные молотки.

Внедрялась отбойные молотки на шахте №5 Горловского рудоуправления на пласте «Каменка». Опыты показали, что с их применением производительность труда забойщиков возрастала до 7 тонн, т.е. увеличивалась в 2 раза в сравнении с выемкой угля обушком. Себестоимость 1 тонны угля снижалась на 1 руб. 26 коп. в сравнении с ручной выемкой (в действовавшем в то время масштабе цен). К тому же в значительной степени облегчался труд забойщика.

Кроме того, необходимо учесть и тот факт, что в связи со слабыми боковыми породами применение врубовых машин на ряде крутых пластов вообще исключалось.

В связи с этим механизация выемки угля на крутых пластах пошла в основном по пути легкой механизации, т.е. применения пневматических отбойных молотков, количество которых уже в 1930 году на шахтах страны достигло 3 ООО штук, в частности, в Донбассе - 1 200 штук. За последующие 4 года число их увеличилось по стране до 10 900 штук и по Донбассу - 6 120 штук.

Одновременно с внедрением отбойных молотков в Центральном районе Донбасса, начиная с 1925 года, широко проводились испытания различных типов врубовых машин зарубежных конструкций и машин отечественного производства.

Вот что рассказывает о внедрении углевыемочных машин Н.И. Левченко в статье «Наш первый опыт»:

«Начали мы эти опыты с применения в работе маленьких машин «Резаков» завода «Вестфалия», работающих на сжатом воздухе. Первую машину мы пытались применить в Горловском рудоуправлении на шахте «Мария» на пласте «Соленом» мощностью 0,6-0,65 метра. Наш опыт провалился в самом начале, так как мы попали в перевал прямо с рассечного гезенка, и, естественно, не могли продолжать работы в таких невыгодных условиях.

После этого мы перебросили машины на шахту №3 на пласт «Мазурка» и здесь вновь начали опыты. Пуская в работу эту машину, никто из нас не имел никакого опыта в этой работе и нам пришлось учить обслуживающую бригаду и учиться самим. Мы не получили никаких экономических выгод от применения этого «Резака» в течение почти года, да мы и не ставили себе цель добиться каких-то удешевлений выемки угля, работая «Резаком» на довольно крепком угле с большим количеством колчедана. Дjбились мы этой работой одного результата: перелома настроения в пользу машины, как у технического персонала, так и у рабочих».

В 1926 году на этой же шахте №5 начали испытания врубовой машины «Эйкгофф», также работавшей на пневматической энергии. Опыты показали, что она вполне работоспособна и обеспечивает улучшение технико-экономических показателей:

 

Январь

Февраль

Март

Машинная добыча, т,

176

735

835

Производительность труда на выход, т: - при ручной выемке

2,34

3,12

3,10

- при мащинной выемке

4,20

5,85

5,10

Стоимость рабочей силы на 1 тыс. руб.: - при ручной выемке

0,90

0,91

0,90

- при машинной выемке

0,45

0,82

0,75

В 1927-1929 годах на шахтах «Чигари» и им. Артема Щербиновского рудоуправления испытывались тяжелые пневматические врубовые машины типа «Суливан».

Как указывалось в статье В.А. Гончаренко «О механизации крутопадающих пластов Донбасса», на шахте «Чигари» для механизации выемки угля машина была применена на пласте «Аршинка» мощностью 0,6-0,65 метра и углом падения 57° с весьма устойчивыми боковыми породами с сентября 1928 года на восточном участке пласта, а с декабря и на западном. Длина машинной части забоя в обоих лавах была немногим более 50 метров.

Благодаря правильному и спокойному залеганию на восточном крыле пласта «Аршинка», устойчивым боковым породам врубовая машина в процессе опыта показала такие результаты:

 

Месячная производительность машин

восточный участок

западный участок

кв. м

т

кв. м

Октябрь

1392

1114

-

Ноябрь

1330

1064

-

Декабрь

1345

1076

1236

Январь

1185

949

828

Февраль

1124

928

772

Март

809

645

772

На шахте им. Артема на том же пласте и в тех же условиях, но при длине забоя 94 метра в марте за 10 циклов была достигнута производительность машины 1410 кв. метров или 1170 тонн. Подобные результаты были получены при испытании врубовых машин этого типа и на других крутопадающих пластах.

Наряду с широким применением отбойных молотков и продолжающимися опытами по внедрению зарубежных врубовых машин различных типов, наши конструкторы работали над созданием отечественной углевыемочной техники.

Первая отечественная врубовая машина с маркой «ГМЗ», выпущенная Горловским машиностроительным заводом, сошла с испытательного стенда в начале ноября 1928 года. К концу года коллектив выпустил еще 10, а в следующем году - 85 таких машин. Так сообщила в 1933 году газета «Механизатор», № 16/124.

В начале 1928 года Горловский машзавод освоил производство легкой врубовой машины типа «Сискол», которая была в 10 раз легче и в 4 раза дешевле американской машины «Суливаш». Газета «Кочегарка» 12 апреля 1928 года писала: «В Несветаевском рудоуправлении испытана машина «Сискол» Горловского завода. Мощность мотора 3 л. с., она не опасна при газах. Машина оснащена коронкой, которая также изготовлена на заводе. Коронка подрубывает 2 кв. м в час, а стоимость ее 5 рублей. Английская коронка пробуривает в 2 раза меньше, а стоит 11,5 рубля».

В ходе испытаний первые отечественные врубовые машины в ряде случаев показали хорошие результаты. Испытания проводились на шахте №19-20 Горловского рудоуправления на пласте «Сорока» и на различных пластах шахты им. Дзержинского Щербиновского рудоуправления. На этой шахте уже в 1934 году имелось 9 врубовых машин, 7 из которых находились в работе и достигли производительности 2 256 кв. метров в месяц, что значительно превышало производительность лучших зарубежных образцов врубовых машин.

В последующие годы в нашей стране выпускались врубовые или врубово-отбойные машины отечественного производства типа «ГКД», которые испытывались на шахтах Центрального района. Известно, что в 1939 году на шахте №8 треста «Горловскуголь» в лаве пласта «Грицынка» на участке №25 успешно работала врубово-отбойная машина. Девятимесячное задание по добыче угля лава выполнила на 106%, месячная производительность машины составила 31 цикл.

В 1940 году на шахтах Центрального района в работе находилось 48 электрических врубовых и врубово-отбойных машин. За год этими машинами добыто по району 1 082,2 тыс. тонн угля или 7,7% от всей добычи.

Однако неоднократные попытки внедрения на пластах крутого падения обычных или специализированных врубовых машин, как в нашей стране, так и за рубежом не дали должных результатов. Врубовые машины могли работать только снизу вверх без совмещения операций выемки угля и крепления забоя и лишь на пластах с устойчивыми боковыми породами, разваливающимся углем и спокойной гипсометрией пласта.

Параллельно с проведением работ по совершенствованию врубовых машин для пластов крутого падения творческая мысль наших инженеров, техников и рационализаторов была направлена на создание угледобывающих комбайнов.

Практически создание угледобывающих комбайнов у нас началось в конце 20-х годов. Через 10 лет немецкий горный журнал «Глюкауф», №50 в обзоре комбайнов вынужден был сделать признание: «Для добычи угля у нас, кроме взрывных работ, используется, в основном, отбойный молоток... В России требование создания добычных и погрузочных машин возникло уже несколькими годами ранее, чем у нас, и для проведения этой задачи были выделены значительные силы и средства».

В конце 20-х годов в Донбассе изобретателем Т.А. Гребенюком была сделана попытка осуществить механизацию выемки угля строганием. Однако предложенная им модель комбайна не нашла практического применения из-за конструктивных недостатков, основным из которых явилось отсутствие способа удержания строгающего органа у груди забоя.

В 1927-1928 годах специалисты треста «Донуголь» рассмотрели проект комбинированной угледобывающей машины, сконструированной инженером Э.Ф. Цейнером. В первоначальном виде это был проект врубово-отбойной машины, не механизировавший навалку. С учетом практических подсказок проект был доработан и изготовлен опытный образец.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 251 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.