Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
    Архив сайта
    Август 2017 (4)
    Июль 2017 (2)
    Июнь 2017 (6)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (3)
    Март 2017 (16)

    Первая всесоюзная конференция по механизации в угольной промышленности



    В мае 1930 года в Харькове состоялась первая всесоюзная конференция по механизации в угольной промышленности. Основное место в ее работе занимали вопросы механизации доставки и откатки, а также вопросы организации труда.

    Чтобы привлечь к решению задач комплексной механизации выемки угля, широкие круги изобретателей, инженеров и ученых, ЦК Союза горнорабочих объявил в декабре 1930 года первый конкурс на создание угледобывающего комбайна. Основная задача его состояла в том, что он обобщил накопленный к тому времени опыт комбайностроения в стране.

    На конкурс были представлены проекты угледобывающих комбайнов, разработанных с 1927 по 1931 год. Для информации широких кругов общественности о результатах конкурса члены жюри опубликовали несколько статей в журналах, а И.Я. Белецкий написал книгу «Угольные комбайны». Эта книга, вышедшая в 1933 году под редакцией А.М. Терпигорева, явилась первой в мировой технической литературе работой, посвященной анализу работы угольных комбайнов.

    Первую премию на конкурсе получил комбайн Б-1, созданный механиком треста «Первомайскуголь» А.И. Бахмутским. Это был первый в мире работоспособный угольный комбайн с электродвигателем мощностью 40 л. с. Комбайн предназначался для работы на пластах мощностью 0,7-1,4 метра и представлял собой двухштанговую врубовую машину, смонтированную на общей плите с коротким поперечным скребковым конвейером, служащим грузчиком для комбайна.

    Комбайн изготовили в рудоремонтных мастерских и в августе 1932 года он проходил испытание на шахте «Альберт» треста «Кадиевуголь». Во время испытаний было подрублено 12 метров пласта и нагружено углем 25 вагонеток. Это были первые в истории десятки тонн угля, добытые и погруженные без применения ручного труда.

    В конце 1932 года в тресте «Севкавуголь (г. Шахты) был сделан еще один экземпляр модели комбайна А.И. Бухмутского, который в начале 1933 года испытывался в условиях крутопадающего пласта в Богураевке. Испытания показали, что применение этого комбайна в условиях крутого и наклонного залегания пластов нецелесообразно из-за невозможности организовать непрерывную работу его по выемке угля, что резко снижало производительность комбайна.

    Над созданием угледобывающих комбайнов работали различные институты и проектно-конструкторские организации и группы. В 1932 году донецкими учеными А.З. Сычевым и М.Е. Тарнопольскими был разработан проект комбинированной угледобывающей машины, предназначенной для работы в различных горно-геологических условиях. Предполагалось, что при работе на крутопадающих пластах комбайн будет осуществлять подачу за счет собственного веса. Однако из-за ряда конструктивных недостатков, громоздкости и ненадежности этот проект не был принят к реализации. По этим же причинам не был реализован проект изобретателя Н.Г. Громонщикова, предложившего модель универсального горного комбайна.

    В 1932-1933 годах ВУГИ на пластах крутого падения провел серию испытаний угледобывающего комбайна, сконструированного на основе схемы комбайна А.И. Бахмутского, но и этот проект не был реализован.

    В конце 1936 года на всесоюзный конкурс по созданию угледобывающего комбайна для разработки пластов крутого падения было представлено 22 проекта, из которых жюри отметило только два. В проекте А.М. Сергиенко отмечалась оригинальность предложенного автором способа выемки угля с исполнительным органом в виде барошнека, скалывающего стружку угля с поверхности забоя. Отмечен был также проект комбайна, разработанный коллективом конструкторов «Гормашпроекта».

    Важным направлением в создании комбайнов для разработки крутопадающих пластов явилось использование отбойных изогнутых баров, обеспечивающих зарубку и отбойку угля. В 1937-1939 годах Горловский машзавод выпустил несколько сотен таких баров, которыми оснащались углевыемочные машины на пластах пологого и крутого падения.

    В 1937 году была выпущена тяжелая врубовая машина типа ГТК-3 с изогнутым баром, которая получила название комбайна для крутого падения С-29. Производственные испытания его показали, что изогнутый бар позволяет успешно производить зарубку и отбойку угля. Однако комбайн С-29 не мог получить широкого распространения, так как эффективность его применения достигалась только при наличии весьма устойчивых боковых пород или при работе в комплексе с металлическим передвижным креплением, которых для условий крутого падения не было.

    По этим же причинам не было реализовано предложение С.А. Радугина и Г.В. Родионова, которые сконструировали в 1940 году на базе тяжелой врубовой машины для пластов крутого падения комбайн с изогнутым баром, оснащенный двумя регулируемыми по мощности пласта отбойными штангами.

    Новым направлением в отечественном машиностроении были попытки создания угольного комбайна для пластов крутого падения, работающего по схеме «сверху - вниз». По такой схеме в 1940 году была создана и прошла испытание на шахте «Северная» треста «Дзержинскуголь» машина ДЛВК-1-40, предложенная Я.И. Алыиицым и Ф.И. Барабановым. Испытания дали хорошие результаты, хотя машина и обладала неуравновешенностью при движении. В целях обеспечения устойчивости комбайнов в забоях крутопадающих пластов отечественными конструкторами в предвоенные годы был разработан ряд проектов угледобывающих комбайнов с широким захватом (С.М. Плахтий и др.).

    В конце 1940 года научные сотрудники ВУГИ М.С. Кричевский, В.Г. Яцких и др. разработали проект комбайна для крутых пластов типа УК-40, который должен был осуществлять фрезерную выемку полосы угля шириной 1 метр при движении сверху вниз за счет собственного веса комбайна. Образец этого комбайна был изготовлен Горловским машиностроительным заводом.

    В январе 1959 года были изготовлены два опытных образца комбайна УКР с разными типами двигателей. Комбайн с пневматическим двигателем проходил испытания на шахте «Углегорская-Западная» треста «Орджоникидзеуголь», а комбайн с электрическим двигателем - на шахте «Белореченская» треста «Аенинуголь». Испытания дали хорошие результаты и уже в 1960 году была изготовлена опытно-промышленная партия комбайнов в количестве 40 штук.

    УКР позволил значительно облегчить труд рабочего и увеличить производительность труда по выемке угля, обеспечить безопасность работ в лаве, так как для его перемещения не требовалось специальной машинной дороги, что в значительной мере уменьшало площадь незакрепленного рабочего пространства.

    В 1962 году коллектив «Донгипроуглемаша» разработал и изготовил опытный образец комбайна «Комсомолец», предназначенного для выемки угля на крутопадающих пластах малой мощности (0,45-0,83 м). По принципу работы комбайн не отличался от комбайнов типа УКР и работал по схеме «снизу - вверх», с выемкой полосы угля шириной 0,9 метра и не требовал специальной машинной дороги.

    Анализ данных о применении комбайнов УКР и «Комсомолец» за 1962-1963 годы в различных условиях пластов крутого падения показал, что при выемке угля с помощью этих агрегатов добыча возросла на 18,8% по сравнению с молотковой, производительность труда рабочего по лаве увеличилась на 28,5%, себестоимость 1 тонны угля снизилась на 5,4%.

    Для механизации выемки угля по второй технологической схеме «сверху - вниз» были сконструированы и применялись комбайны типа ККП и К-19.

    Комбайн ККП-1 был сконструирован коллективом Гипроуглемаша и в 1949 году изготовлен на Горловском машиностроительном заводе. Он предназначался для механизации выемки мягких и средней крепости углей на пластах мощностью 0,8-1,3 метра при устойчивых боковых породах, простом строении и спокойном залегании угольных пластов. Комбайн работал на пневматической энергии, проводя выемку угля в лоб уступа шириной 2 метра с подачей на забой за счет собственного веса. В отличие от комбайнов других типов, комбайн ККП-1 позволял совместить операции по выемке угля и креплению, которое производилось с полка, расположенного над комбайном.

    Испытания показали, что в благоприятных горногеологических условиях залегания пластов производительность комбайна достигла 7-11 тыс. тонн угля в месяц при повышении производительности труда рабочего по лаве, в сравнении с молотковой выемкой, на 30-60%.

    Однако область применения этих комбайнов в условиях Центрального района весьма ограничена диапазоном мощностей, для которых он предназначен, и тем, что при его работе образуется большое незакрепленное пространство, а угольных пластов с кровлей, допускающих обнажение до 10-13 кв. метров, весьма незначительное количество. В 1951 году выпуск комбайнов этого типа был прекращен.

    В 1955 году Гипроуглемаш разработал комбайн типа ККП-2, позволявший механизировать выемку угля на более тонких пластах мощностью 0,65 метра с менее устойчивой кровлей. В этой модели была изменена рама, в сравнении с моделью ККП-1, что позволяло уменьшить площадь обнажения кровли при работе комбайна до 8-9 кв. метров.

    Проведенные в 1958 году промышленные испытания комбайна ККП-2 на шахте «Юный коммунар» треста «Орджоникидзеуголь» показали, что комбайн имел ряд конструктивных недостатков, которые затем были устранены в модели ККП-2 М.

    В этот же период Гипроуглемаш создал комбайн типа К-19, предназначенный для выемки угля на крутопадающих пластах различной крепости с мощностью 0,55-0,85 метра, с кровлей средней и выше средней устойчивости.

    Однако комбайн обладал существенными эксплуатационными и конструктивными недостатками, а именно: необходимостью оставления незакрепленного пространства до 25 кв. метров при заводке его в нишу, смятием кровли и почвы пласта гидравлическими домкратами, сложностью гидравлической системы и неудобством ухода за нею в условиях крутого залегания пластов. К тому же диапазон применения комбайнов К-19 в значительной мере перекрывался более простым в изготовлении и надежным в эксплуатации комбайном типа УКР, поэтому в 1962 году комбайны типа К-19 были также сняты с производства.

    Механизация выемки угля по третьей технологической схеме - Челноковой - проводилась при помощи комбайнов, стругов и пил, работающих в обоих направлениях - снизу вверх и сверху вниз.

    Преимущества этой технологической схемы выемки угля на пластах крутого падения заключаются в упрощении технологии и возможности отработки весьма тонких пластов (0,3-0,7 м) без присутствия людей в очистном забое.

    Первые опыты по выемке угля с помощью стругов начались в 1948 году с испытания установки УСК-1 конструкции Ги проуглемаша и стругов, созданных Днепропетровским горным институтом.

    В последующие годы на шахтах Центрального района проводились испытания стругов типа УССД и струга-тарана.

    Днепропетровским горным институтом совместно со специалистами треста «Орджоникидзеуголь» создана и проходила промышленные испытания многоструговая установка типа КМС-2.

    Все испытываемые струги предназначались для выемки угля на пластах спокойного залегания и с мягкими углями при устойчивых боковых породах. Такие условия на шахтах Центрального района крайне ограничены, поэтому упомянутые и другие типы струговых установок применения не получили.

    В 1957 году коллектив Горловского машиностроительного завода создал угольную пилу УВК-1 для разработки маломощных (0,4-0,7 м) крутопадающих пластов. В конце 1958 года изготовили опытную партию этих машин.

    Испытания проводились на шахте им. К. Маркса пласте «Бураковка», опасном по внезапным выбросам угля и газа. Во время испытаний в лаве произошло несколько выбросов угля и газа значительной интенсивности с выходом угля до 900 тоня. Однако, благодаря тому, что выемка производилась без присутствия людей в забое, обошлось без тяжелых последствий.

    В 1961 году на шахте №4 «Красный октябрь» треста «Орджоникидзеуголь» проводились испытания комплекса КСБ, состоящего из пилы УВК в сочетании с передвижной металлической сеткой. Испытания не дали положительных результатов. Попытки осуществить выемку угля пилой без крепления забоя не увенчались успехом.

    Из-за различных конструктивных недостатков и в связи с возможностью применения испытываемых моделей пцл лишь при устойчивых боковых породах на пластах с мягкими углями, выемка угля с помощью пил на шахтах Центрального района распространения не получила.

    В 1961 году коллективом Горловского машинрстроительного завода был создан комбайн челнокового действия «Универсал-61». Однако из-за выявленных в ходе испытаний конструктивных и эксплуатационных недостатков испытания его были прекращены.

    Разработка средств механизации выемки угля на крутопадающих пластах по второму направлению - без присутствия людей в забое и без крепления выработанного пространства - производились по следующим технологическим схемам:

    -выемка угля полосами по восстанию при помощи цепных пил и буровзрывных работ;

    -выемка камерами при помощи механизированных комплексов КИД;

    -щитовая выемка полосами по падению.

    В Донецком бассейне первые опыты по безлюдной выемке угля на крутых пластах полосами по восстанию с применением канатных угольных пил ДГИ были проведены Днепропетровским горным институтом в 1958 году на шахте №1-2 «Красный Октябрь». Угольная пила представляла собой канат с закрепленными на ней резцами. Испытания показали, что разрушение угля удовлетворительное, однако, не всегда удавалось уголь выпустить из отработанного пространства. Потери угля достигали 35-70%.

    В 1958-1959 годах на шахте им. Артема, а затем на шахте «Северная» треста «Дзержинскуголь» и на шахте им. Калинина треста «Горловскуголь» и «Капитальная» треста «Советекуголь» проводились промышленные испытания цепной угольной пилы УПД-1 конструкции ДонУГИ. Выемка угля производилась по восстанию пласта полосами шириной 8-12 метров на всю высоту этажа без крепления выработанного пространства и без присутствия людей в очистном забое. Основным недостатком этого способа явилось то, что использование пилы УПД-1 сопровождалось большим объемом трудоемких нарезных работ по подготовке блока к выемке, удельный вес которых составлял около 30% от всей площади подготавливаемого блока.

    На шахте им. Мельникова треста «Лисичанскуголь» успешно отработан участок полосами по восстанию с помощью буровзрывных работ. Однако этот способ не мог быть применен на шахтах Центрального района, где ведение взрывных работ по углю в очистных забоях запрещено.

    По второй технологической схеме в 1961 году на шахте №5 им. Ленина и «Горловокая-Глубокая» треста «Горловскуголь» проводились испытания комплекса КМД, созданного коллективом Донгипроуглемаша. Выемка угля велась камерами шириной до 2 метров на всю высоту этажа с закладкой выработанного пространства и оставлением междукамерных целиков, которые отрабатывались обратным ходом.

    По третьей технологической схеме испытывались щитовые комплексы типа ЩК. Первый опытный образец такой крепи был изготовлен в начале 1958 года и испытан на шахте «Красный Профинтерн» треста «Орджоникидзеуголь» на пласте «Дерезовка» мощностью 1,2-1,8 метра. С учетом результатов проведенных испытаний Дружковским машиностроительным заводом были изготовлены щиты типа ЩК-2 и ЩК-3, при помощи которых выемка угля проводилась скреперо-стругом полосами шириной 30 метров по падению пласта. Проведенные на шахтах им. К. Маркса, №3 шахтоуправления №1, «Булавинская» треста «Орджоникидзеуголь» и на шахте №8 им. Гаевого треста «Калининуголь» показали положительные результаты по разрушению и доставке угля, но было выявлено много конструктивных недостатков.

    В 1963 году Донгипроуглемаш, учитывая результаты испытаний агрегатов типа ЩК, разработал щитовой агрегат АЩ, который был изготовлен Дружковским машиностроительным заводом. Испытывался он на пласте «Толстый» шахты им. Дзержинского треста «Дзержинскуголь». Основными недостатками агрегата явились высокая трудоемкость и продолжительность монтажно-демонтажных работ.

    На крутых пластах Центрального района Донбасса способы крепления и управления кровлей очень трудоемки, требуют большого расхода леса. Они сдерживают применение механизированной выемки, снижают ее эффективность, так как время работы комбайнов составляет 17-20% длительности смены, а 50- 60% уходит на крепление и управление кровлей.

    Повысить эффективность комбайновой выемки на крутых пластах можно только при создании механизированных крепей и комплексов.

    Над их созданием в содружестве с производственниками работали и работают целый ряд научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

    Механизированная гидравлическая крепь «Днепр» конструкции Днепропетровского горного института была изготовлена на Горловском рудоремонтном заводе. Испытания проводились на пласте «Каменка» шахты им. Румянцева треста «Калининуголь». Результаты испытаний были положительные, что позволило изготовить 10 усовершенствованных комплексов крепи «Днепр-2». В течение 1966 года гидрофицированная крепь испытывалась на шести шахтах №5 им. Ленина, им. Калинина и «Горловская-Глубокая» треста «Горловскуголь», им. Дзеожинского и «Северная» треста «Дзержинскуголь». Наряду с положительными результатами при испытании выявлены ряд конструктивных недостатков, что не позволило применить крепь в широких масштабах.

    ДонУГИ совместно с Дружковским машиностроительным заводом разработали крепь КГД, которая предназначалась для поддержания боковых пород в призабойном пространстве при выемке угля комбайнами УКР на пластах с боковыми породами средней устойчивости и при управлении кровлей полным обрушением. Промышленный образец крепи испытывался на пласте «Толстый» шахты «Юнком» треста «Орджоникидзеуголь». Низкие технико-экономические показатели и небольшой объем работ, выполненных крепью КГД, явились следствием эксплуатационных и конструктивных недостатков.

    Гидрофицированная передвижная крепь РГКД была разработана Донгипроуглемашем с учетом экспериментальных работ, выполненных Донецким политехническим институтом. Она предназначалась для крутых пластов мощностью 0,7-1,2 метра с управлением кровлей обрушением на подвижную полосу из закладки. Забой наклонен к линии падения пласта на 30°. Такая технология получила название «диагональный забой». Опытный образен крепи испытывался на шахте «Углегорская-Западная» треста «Орджоникидзеуголь» на пласте «Александровский» с мощностью 0,8-0,9 метра и с углом паления 64°. При работе комплекса подтвердилась целесообразность применения этой технологии, однако было выявлено целый ряд эксплуатационных и конструктивных недостатков.

    Институтом горного дела им. Скочинского, Дружковским и Горловским машиностроительными заводами была разработана конструкция автоматизированного агрегата АКД, который состоял из струговой установки и механизированной крепей. Агрегат испытывался на шахте «Полтавская-Комсомольская» треста «Орджоникидзеуголь». Из-за невозможности устранить выявленные в процессе испытаний недостатки в условиях шахты работа агрегата была прекращена.

    Крепь ШГК, разработанная сотрудниками шахты им. Дзержинского треста «Дзержинскуголь», предназначалась для поддержания боковых пород в рабочем пространстве очистного забоя и управления кровлей полным обрушением при выемке угля комбайном УКР. При испытании на шахте было установлено, что конструкция крепи имеет много недостатков.

    Проведенные за послевоенный период научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, промышленные испытания позволили создать наиболее совершенные конструкции комбайнов и механизированных комплексов для разработки крутых пластов Центрального района Донбасса.

    В настоящее время в очистных забоях шахт района для выемки угля (мощность пластов 0,65-1,4 м) при сплошной системе разработки применяются комбайны типа «Темп», созданные Донгипроуглемашем.

    Для выемки пластов мощностью 0,4-0,8 метра разработан институтом ДонНИИ (Горловское отделение ДонУГИ) и серийно выпускается узкозахватный комбайн «Поиск-2».

    Механизированные комплексы представлены крепью КРУ конструкции ДонУГИ в комплексе с комбайнами типов «Темп» и «Поиск». Комплексы предназначены для механизации выемки угля, крепления и управления кровлей, полным обрушением или закладкой выработанного пространства на пластах с устойчивыми или средней устойчивости боковыми породами мощностью выше 0,6-1,5 метра и углом падения более 40°.

    Технология ведения работ с применением комплексов следующая: одновременно с выемкой угля комбайном снизу вверх с отставанием на 2-3 секции осуществляется посекционная передвижка крепи к груди забоя. После выемки угля на всю высоту этажа под прикрытием консолей верхняков комбайн опускается в исходное положение и цикл повторяется.

    Для отработки одиночных, незащищенных выбросоопасных пластов разработаны модификации крепей типа КГУ (М) с дистанционно-автоматизированным управлением, КГУ (С) - со струговой установкой.

    Однако наиболее широкое применение на шахтах района нашла выемка угля в очистных забоях с помощью щитковых агрегатов АНЩ полосами по падению пласта.

    Одним из основных достоинств щитовых агрегатов является то, что, наряду с механизацией процессов добычи угля, они позволяют вести отработку пластов почвоуступным забоем сверху вниз, обеспечивая безопасность работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля и газа.

    Сдерживающим фактором в повышении эффективности щитовых агрегатов является взаимоувязка во времени продолжительности отработки действующей панели и подготовкой новой.

    В настоящее время область применения имеющихся средств механизации добычи угля на шахтах Центрального района практически исчерпана, в связи с чем около 70% угля все еще добывается вручную с помощью отбойных молотков.

    я

    Самое красивое видео о Донбассе



    Другие новости по теме:
    Просмотров: 234 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    D o n p a t r i o t . r u
     Издательство: Я патриот Донбасса.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
    Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
    .