Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Архив сайта
Май 2017 (3)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (3)

Литературный забой



История производственного объединения «Артемуголь» тесно переплетается с историей движения в Горловке с именем шахтерского поэта Павла Беспощадного. И это не случайно: первые поэтические строки о шахте, как утверждают биографы, П. Г. Беспощадный написал углем на шахтной вагонетке. Его товарищи по забою Юрий Черный-Диденко, Валентин Харчевников - Павловский были зачинателями литературного движения в Донбассе, и в частности, в Горловке. Не случайно и то, что созданный ими Союз пролетарских писателей Донбасса назывался «Забой», - он вырос из журнала «Забой», выходившем приложением к газете «Всероссийская Кочегарка» (ныне газета «Кочегарка»).

Продолжателями их традиций стало горловское литературное объединение «Кочегарка», которому в 1968 г. было присвоено имя первопроходца шахтерской поэзии П.Г. Беспощадного. За поэтизацию шахтерского труда литобъединение было удостоено Знака «Шахтерской славы» III степени. Это единственное литературное объединение страны, отмеченное такой высокой наградой. В 1934 г. богатырь Никита Изотов приветствовал 1 съезд Союза писателей СССР, на котором он выразил общее настроение того времени: «Мы перестраиваем весь наш уклад, весь наш быт, мы жадно стремимся к знаниям, к культуре...» Это говорил шахтер, о котором Горький сказал, что он возвысил свой труд до высоты искусства. Именно герои шахт и заводов стали героями произведений горловских литераторов.

Героика труда явилась определяющим, созидающим пафосом новой эпохи, ведущая роль в которой отводилась шахтерам. Это же определило и сам характер героя - устремленного к великой цели коммунистического строительства, высоко сознательного и идейного, стойкого в борьбе, умеющего преодолевать препятствия и трудности на пути, проникнутого жаждой творчества и созидания. Именно поэтому пролетарское направление в литературе получает мощную поддержку со стороны компартии и правительства. В литературу вливаются новые молодые силы из народа, из среды революционной интеллигенции, создавших специфическое направление, сущность которого как раз и состояла в том, чтобы произведения были неотделимыми не только от региона, но, главным образом, от времени их создания.

Не стал исключением Донбасс. К концу 1923, началу 1924 года как раз и относится собирание литературных сил Донбасса, без развития которого индустриализация всей страны потерпела бы полный крах. 2 октября 1923 года приложением к окружной губернской газете «Всероссийская Кочегарка», выходившей в Бахмуте (ныне Артемовск) вышел первый номер журнала «Забой», который, по сути, и стал центром собирания литературных сил Донетчины.

Первыми редакторами журнала были В. Валь (он же и редактор газеты «Всероссийская Кочегарка») и ленинградский писатель М. Слонимский. Последний появился в Бахмуте благодаря своему молодому ленинградскому другу-писателю Е. Шварцу, который пригласил его погостить у своих родителей, живших в поселке Карло-Либкнехтовск (теперь - г. Соледар). Летом 1923 г. они побывали в редакции газеты, а редактор газеты Моисеев предложил Слонимскому редактировать журнал, у которого к тому времени и названия-то еще не было. После долгих споров, как вспоминал впоследствии М. Слонимский, журнал решено было назвать «Забой».

Вокруг журнала группируются молодые писатели Донбасса: Борис Горбатов, Павел Беспощадный, Владимир Сосюра, Григорий Баглюк, Александр Селивановский. Вскоре на страницах «Забоя» появилось новое имя - Юрий Черный-Диденко. Свои первые произведения тормозной Первого рудника Вячеслав Диденко (Юрий Черный) посвящал своим товарищам по шахте - писал о лучшем крепильщике Губине, о воскреснике, о славных хлопцах-коногонах. Он был реалистом и романтиком одновременно, мечтал, когда в Горловке «будут останавливаться даже скорые поезда». Свой творческий путь Ю. Черный-Диденко начинал с малой заметки в рудничной стенной газете. «Работая над первой заметкой, - вспоминает его собрат по литературе Петр Северов (автор романа «Шахта»), - он испытывал желание так рассказать о событиях в штреке, чтобы все было как в жизни, интересно и волнующе». И у него это получалось. И когда он слышал, как от души смеялись шахтеры, читая его фельетон, и как похваливали Степана Обушкова, строя догадки, кто же это такой в реальности, его переполняла радость.

Вместе с ним пришел в литературу и коногон Валентин Харчевников. Его стихи о шахтерах сразу были замечены и среди товарищей по труду, и среди работников «Всесоюзной Кочегарки» и «Забоя». Именно на страницах данных изданий они получили первую свою творческую прописку.

В начале 20-х годов широкое распространение получили выступления «Синей блузы» - устного журнала, участники которого выступали на предприятиях и в учреждениях, вскрывая недостатки в работе шахтеров и прославляя их трудовые подвиги. Шахтерский поэт Валентин Харчевников и фельетонист Юрий Черный-Диденко, заведовавший литературной частью кружковцев допоздна просиживали над новыми материалами для «Синей блузы». Писали стихи, делали зарисовки. Рядом с ними - Константин Дзюбенко (он писал под псевдонимом Алёнушкин), Михаил Белых, один из первых горловских критиков, человек суровой судьбы. Он, по сути, повторил подвиг Николая Островского: будучи прикованным к постели в результате испытаний, перенесенных в гражданскую войну, оставался в писательском строю.

В октябре 1924 года в Бахмуте состоялся первый съезд писателей Донецкого края, завершившийся созданием Союза пролетарских писателей Донбасса «Забой» (по названию журнала).

Согласно Уставу данного Союза, в любом шахтерском городке могла быть создана литературная ячейка с таким же названием - «Забой». Такая ячейка была создана и в Горловке, первым вожаком которой стал Юрий Черный-Диденко.

Поначалу «Забой» являлся автономной своеобразной писательской организацией, затем вошел в состав Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей - ВАПП. 23 апреля 1932 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно­художественных организаций», после чего «Забой» вошел в единый Союз писателей Украины.

Газета «Всероссийская Кочегарка» к тому времени уже переехала в Горловку (1930 г.) и стала называться просто «Кочегаркой». Литераторы из «Кочегарки» навсегда остаются горловскими.

Павел Иванов-Беспощадный, прибывший в наш город вслед за «Кочегаркой», убежденно заявил в одном из стихотворений: «Вместе с Горловкой мне расти», как будто задавал себе программу жизни. Павел Григорьевич заводит знакомство с участ>никами былых событий, восхищается делами горловчан. Впоследствии в поэме «Дружины» он запишет:

Здесь каждое место - поэма,
Легенда на каждом шагу...

Поэт становится свидетелем и участником сноса «пекинов» и «шанхаевок», строительства стадионов, разбивки земли под клумбы и цветники, воспевает труд горняков. Многие его поэтические строчки получают значение крылатых слов:

«Человек, рубающий алмазы,
Просто называется - шахтер»
(«Россыпи», 1932 г.)
«Мы недаром идем к пластам - Нам понятен земли устав»
(«К пластам»)
«Чтоб добиться света Пламенной зари,
Будь ее поэтом И огнем гори!»
(«Огнем гори», 1927 г.)
«Донбасс никто не ставил на колени,
И никому поставить не дано»
(«Дивизии Донбасса», 1929 г.)

На стихи звонкоголосого песенника писали музыку композиторы Д. Васильев-Буглай, И. Дунаевский, А. Новиков, А. Штогаренко, А. Жданов и другие. Кроме журнала «Забой», стихотворения П. Беспощадного печатают журнал «Горнорабочий», газеты Украины. Выходят из печати книги «Год в «Кочегарке», «Наследство», «Стихи», «Родина» и в переводе на украинский язык «Пласты».

Павел Григорьевич воспел неуемную энергию одного из руководителей строительства азотнотукового завода Ивана Константиновича Кобзаря («Песня о строителе»), знатного паровозного машиниста Петра Ивановича Дрозда («Юбилей»), ветерана шахтерского труда Гавриила Семеновича Денисенко («Доброволец труда»).

Литературная деятельность горловчанина Леонида Ильевича, более известного под псевдонимом Владимира Торина, началась в 1930 году с публикации в журнале «Забой» первого рассказа и выпуска книги «Два Донбасса». Пишет легко, публикует романы «Утверждение» (1935), «У человека одна жизнь» (1940). Литераторы Донбасса поручили ему в 1936-1937 годах руководство писательской организацией края.

Поэт Юрий (Марат) Андрущенко, работавший учителем украинского языка и литературы в ртутнянской школе № 10 и в школе на Кондратьевке, писал на украинском языке - «Вчитель», «Шевченко в Орську», «Золоті мечі»... В довоенный период издал первый сборник своих произведений.

Александр Сергеевич Ноздрин с 1925 года работал на Ртутном руднике помощником промывщика, подручным котельщика, молотобойцем на угольной шахте, затем с 1928 года учился в Московском рабфаке искусств на литературном отделении. С 1930 года на культработе в Донбассе. Печататься начал в 1937 году. Издал до войны повести «Первая линия» (1938), «Ольга Белокурова» (1941). В них отразились впечатления о жизни, проведенной в нашем городе.

С 1931 года на шахте №9 (ныне имени Гаевого) работал скромный счетный работник Б.А. Котов. Первые произведения «У моря», «Наступление ночи» подтвердили поэтический дар Бориса Александровича. Когда к власти в Германии пришли фашисты, и запахло порохом, Б. Котов пишет стихотворную клятву:

Теперь иные звуки...
Но, коль нагрянет враг,
Возьму винтовку в руки

И выровняю шаг.

Сказанному слову поэт остался верен до конца. За подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны, он был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.

Наметил свою линию в литературе и Юрий Черный- Диденко, чтобы «запело живое полнозвучное слово». Он публикует стихотворения «Над чертежом», «Были дни», «Делегат», «Вечером», очерки о современниках, «Шахтерские рассказы». Он изучал события Горловско-Щербиновской забастовки, разыскивает землянку Михаила Бурых, где печатались листовки. Так накапливались заготовки к роману «Правда на земле одна».

Шахты начинали оснащаться новой техникой. Формировались участки с использованием отбойных молотков. Удалось решить стабильную подачу сжатого воздуха в забои. Открывались новые перспективы в работе. Юрий Черный-Диденко так предопределил судьбу хорошо послужившего горнякам главного тогда орудия труда в стихотворении «Обушок»:

С каждым днем, с каждым глухим ударом Все дряхлеет мой обушок.
Эй, ты, друг мой, дружище аршинный,
Мне тебя не воспеть, а отпеть, - Слышу, слышу грохот машинный,
Вижу, вижу и сталь, и медь.

17 мая 1935 года газета «Кочегарка» на своих страницах помещает специальный материал: «Мы печатаем сегодня часть частушек, собранных донецким поэтом П. Беспощадным на Горловской шахте №1 и на «Калиновке». Этим мы включаемся в работу по сбору фольклора». В Горловке начинается сбор устного народного творчества.

Наш город притягивал к себе уже утвердившихся в литературе или журналистике Бориса Горбатова, Исаака Бабеля, Артема Веселого (Николая Качкурова), Юрия Жукова... Их влекло желание увидеть, понять, осмыслить и описать суть происходящих изменений в этом проснувшемся прежде захолустном местечке и заявившем о себе громогласно и убедительно. Они берут здесь весомые материалы для своих произведений, наблюдают добрые дела героев будущих очерков, повестей, книг. Каждый видел жизнь города и его людей по-своему, получалось интересно, убедительно.

Примером может служить очерк-повесть Юрия Жукова «Иван» о знаменитом шахтере «Марии» (шахта «Комсомолец») - Иване Безукладном, выросшим от малограмотного парня до руководителя шахты.

Жизнь горловских поселков, деятельность предприятий, трудовые дела тружеников широко освещались в периодических изданиях. В 30-е годы были изданы специальные исследования и разработки по техническим вопросам, вопросам технологии, экономике предприятий.

Киевский писатель Петр Андреевич Радченко и его харьковский собрат по перу Андрей Васильевич Левицкий (Клоччя) предприняли первую попытку написания целостной истории нашего города, распределили между собой разделы будущей книги, начали сбор материала. Главное внимание уделили руднику №1. Его руководители решили издать «Литературную газету» в качестве приложения к многотиражке «Литературный забой». Уже в первом номере появился очерк П. Радченко «На ветхом канатике», во втором - очерк А. Клоччя "Перші хвилі". Большую помощь Петру Андреевичу оказал активный участник стачек и революционных событий в горловских поселках П. Максименко. Вместе они опубликовали в 1934 году отдельным изданием «Пробные главы из истории Горловского шахтного района». Война помешала довести до конца задуманное дело. П. Радченко в период оккупации принимал участие в подпольной борьбе с фашистами, был схвачен гестаповцами и зверски казнен в июле 1942 года. А. Клоччя после войны к начатой работе не возвращался.

Руководители города Фурер, Осипенко, Меламедовский поддержали инициативу профсоюзных работников об издании в городе «Пионерской литературной газеты» (1934-1936). В ней печатались произведения начинающих литераторов-школьников и подборки документов о жизни детей в прежние времена...

Минули годы, и многие из тех, кто начинал 80 лет назад в небольшом литкружке, стали известными писателями. На смену пришли новые литературные издания, литкружки и литобьединения, созданные теперь почти во всех городах Донбасса, появились новые имена продолжателей славных литературных традиций «забойцев», среди которых немало и горловчан: Борис Котов, Герой Советского Союза, посмертно принятый в союз писателей, Владимир Демидов, Аеонид Талалай, лауреат литературных премий им. В. Сосюры, Т.Г. Шевченко, Егор Гончаров - лауреат Всесоюзного литературного конкурса им. Н. Островского. Около 20 питомцев горловского литобъединения стали профессиональными писателями, а двадцать из них закончили литинститут им. Горького: Н. Титов, И. Костыря, Н. Гончаров, Н. Домовитов, Посниченко, П. Омельяненко, В. Кузнецова, В. Назин, И. Лепин, Б. Белаш и другие, ими в общей сложности уже издано в различных издательствах более 200 книг. Издавали свои сборники С. Долженко. Н. Ткачук, Е. Сердинов, Е. Аегостаев, О. Герасимов, А. Шевчук, А. Горенко, Г. Авраменко, В Ткачанко, Т. Гончарова. Авторами нескольких книг сегодня являются Н. Новиков, И. Шевченко, Н. Кулешов, А. Горяйнов, В. Блажко, Н. Бугир. Многого можно ожидать и от тех, кто сравнительно недавно пришел в литобъединение - это А. Икрин, С. Фисенко, Е. Мищенко, Е. Шевченко...

Пафос созидания, подход к творческому процессу, поиски новых форм, содержание литературных произведений - все это волнует вдумчивым, строгим отношением к своему делу литобъединенцев, переживающих сегодня сложные пути становления нового общества. Большая инициативная группа горловских литераторов под началом поэта Петра Навроцкого в декабре 1991 года объединяется в литобъединение, возвращая название первого литкружка в Донбассе - «Забой». Они ставят задачу - свято чтить традиции своих предшественников, укреплять дружбу и связи со всеми творческими группами города. При литобъединении открыли городской клуб литераторов, пересмотрели и официально учредили литературную премию им. П. Беспощадного, объявили ежегодный городской конкурс на лучшие художественные произведения. Здесь продолжают держать тесные творческие связи с литобъединениями Енакиева, Краматорска, Константиновки. Литобъединенцы «Забоя» - всегда желанные гости на шахтах, заводах, в учебных заведениях. Здесь издают ежегодный альманах «Восхождение». Во всех начинаниях поддерживают общественные организации города, трудовые коллективы, малые частные предприятия, кооператоры.

Среди литробъединенцев - люди самых разных возрастов, профессий. Это педагоги Николай Ковалев и Нина Беличенко, инженеры Сергей Чернявский и Владимир Голиусов, горняки Виктор Самойленко и Сергей Фесенко, кооператор Николай Кулешов. Несколько лет при городском Доме детско-юношеского творчества действует клуб молодых литераторов «Лира». Здесь готовится молодая литературная поросль.

Весьма заметен вклад горловских литераторов в сокровищницу духовных ценностей. Именно Горловка 80 лет назад стала центром развития литературного движения в Донбассе. Из небольшого кружка, организованного при газете «Кочегарка», вышли известные в литературном мире поэты и прозаики: Борис Горбатов, Павел Беспощадный, Борис Котов, Сергей Посниченко, Николай Домовитое, Владимир Демидов, Иван Костыря, Леонид Талалай, Егор Гончаров.

Отрадно видеть, что и новое поколение наших литераторов, организованное в двух объединениях - «Забой» и им. П. Беспощадного - продолжает лучшие традиции. Плодотворно работают, издавая свои книги, Василий Ткаченко, Николай Кулешов, Наталья Бугир, Сергей Таран, Николай Новиков, Евгений Легостаев, Алла Щевчук, Тамара Гончарова.

Верно говорится в Библии, что не хлебом единым жив человек. В Украине на первое место выходят духовные ценности, внимание к культурному наследию. Без восстановления и развития всего этого большое будущее может не состояться. Душа человека - вот, пожалуй, то самое главное, что должно постоянно сопровождать нас в думах и делах во имя процветания державы.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 3724 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.