Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 
    Архив сайта
    Август 2017 (4)
    Июль 2017 (2)
    Июнь 2017 (6)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (3)
    Март 2017 (16)

    Косенко Юрий Хрисанфович - Герой Советского Союза.



    Юрий Хрисанфович Косенко - Герой Советского Союза.Командир звена 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота), гвардии лейтенант.

    Юрий Хрисанфович Косенко, родился в 1922 году в поселке Чистяково (ныне город Торез) Донецкой области. Украинец. Когда ему шел 2-ой год, родители переехали в наш город. Учился в первой образцовой школе города Шахты и в Шахтинском аэроклубе. В декабре 1940-го был направлен в Ейское военно-морское авиационное училище, которое успешно окончил в 1942 году.

    Участвовать в боях Великой Отечественной войны сержант Косенко начинает с ноября 1942 года в первой эскадрилье 73-го полка пикирующих бомбардировщиков (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота). Аэродром Гражданка, на котором базировался полк пикирующих бомбардировщиков, располагался в северо-восточной части Ленинграда, в районе Лесного, недалеко от Политехнического института. Начинает летать он командиром экипажа на пикирующем бомбардировщике «Пе-2». Основная задача, которая ставилась перед летчиками полка - обеспечение действия наших сухопутных войск бомбо-штурмовыми ударами по обороне противника на Ленинградском фронте, важное место в боевой работе была борьба с авиацией противника на ее аэродромах и подавление батарей, обстреливавших Ленинград.

    Юрий Хрисанфович Косенко казался просто юнцом, он еще ни разу не брился. На взлете штурман помогал ему отжать тяжелый штурвал бомбардировщика. Но этот физически не окрепший юноша уже был воином, грозным для врагов. Он довольно быстро освоил технику пилотирования на «петлякове» и бомбометание с пикирования. Это высокое искусство, которое и старым летчикам приходилось поддерживать постоянной тренировкой. Вскоре летчики полка первыми в советской авиации применили и овладели самым сложным видом бомбометания пикировщиков одновременно двумя самолетами, а потом и тремя - звеном. Прошло несколько месяцев боевой службы и Юрий Хрисанфович Косенко стал одним из лучших снайперов полка.

    Вот несколько примеров из боевой жизни Юрий Хрисанфович Косенко.

    В январе 1943 года железобетонное здание электростанции на берегу Невы (ГЭС-8) противник превратил в мощный опорный пункт. В мирное время станция давала свет Ленинграду, а сейчас стала укреплением, откуда враг мешал нашим войскам форсировать реку. Это укрепление следовало уничтожить. Но как? Для штурмовиков такая задача непосильна. Их пушки не пробили бы толщу бетона, их бомбы были маловаты по калибру. Обычным бомбардировщикам выполнить эту задачу тоже было трудно. Попасть в цель сравнительно небольшого размера было практически невозможно. Единственно реальной силой в таких условиях были пикирующие бомбардировщики. Бомбы, сбрасываемые ими, уже в самом начале падения имели скорость самолета, направленную вниз. Получив дополнительную скорость от собственного падения почти на вертикальной траектории, такая бомба пробивала бетон и проходила насквозь. Калибр бомб был достаточно велик. А главное, выпрямленная траектория падения бомб при пикировании уменьшала рассеивание и значительно повышала вероятность попадания в цель. Задача, таким образом, решалась и с достаточным эффектом, и ограниченными силами. Летчик Юрий Хрисанфович Косенко, совместно с другими экипажами, добились прямых попаданий, разбили этот объект с одного захода. За уничтожение этого опорного пункта он был награжден орденом Красного Знамени.

    Среди многих славных дел, совершенных Юрий Хрисанфович Косенко его боевыми друзьями, было и уничтожение Нарвского моста в мае 1943 года. Удар оказался настолько сильным и удачным, что вражеская коммуникация не действовала почти месяц, как раз в самое важное время, когда наши войска наступали, и противнику приходилось срочно подбрасывать на фронт живую силу и боеприпасы. Уничтожили мост — это только сказать просто. Для авиации мост — малоразмерная цель. Ну что такое пролет в каких-нибудь пятьдесят метров длиной и меньше десяти шириной? Представьте себе, что вы видите из окна второго этажа на тротуаре карандаш. Попробуйте-ка попасть в него камнем! К тому же этот «карандаш» ажурный и не лежит на асфальте, а висит над рекой на порядочной высоте. Бомба может взорваться прямо под ним, а ему ничего! Здесь требуется только прямое попадание. Да и то не всякое. Бомба может пройти через пролет, особенно его не повредив. Если воронка взрыва окажется вблизи опор моста, он будет поврежден, но подобное повреждение недолго и устранить.

    Какое количество сил требуется для выполнения такой задачи, можно судить на примере действий противника. Чтобы разрушить мост через Неву недалеко от Шлиссельбурга, самолеты врага совершили 162 вылета, прежде чем одна-единственная бомба попала в цель. Мост был выведен из строя... на два часа. Пробоину в настиле саперы заделали, и движение восстановилось.

    Характерно, что гитлеровские летчики бомбили с горизонтального полета, хотя в начале войны имели достаточно пикировщиков. Потом их стало уже остро не хватать.

    На Нарвский мост были посланы три четверки наших пикирующих бомбардировщиков. Построившись парами и пройдя, как обычно, сквозь завесу огня зенитной артиллерии, отбиваясь от атак истребителей, они прямыми попаданиями разбили одну из ферм моста. Противнику пришлось везти из Германии новую ферму и ставить ее на место старой.

    Разрушили мост молодые летчики Юрий Хрисанфович Косенко и Пасынков, которых вел командир эскадрильи капитан Метелкин. Перед тем они почти неделю тренировались над полигоном и добились того, что все их бомбы, сброшенные залпом, ложились в круг диаметром не более десяти метров, что соответствовало ширине моста. Так же точно положили они бомбы на цель.

    Блестящий удар по Нарвскому мосту сыграл немалую роль в том, что полку, успешно действовавшему и против батарей противника, обстреливавших Ленинград, и против кораблей и дотов, вскоре присвоили гвардейское звание.

    К лету 1943 года лейтенант Юрий Хрисанфович Косенко уже командовал звеном самолетов. За высокую меткость при бомбометании «точечных» целей экипаж Косенко одним из первых в стране стал называться снайперским.

    19 января 1944 года девятисотдневная блокада Ленинграда была ликвидирована. Войска фронта отбросили противника на сто пятьдесят — двести километров и вышли на реку Нарва к границе с Эстонией. Пикировщики 73-полка непрерывно штурмовали немецкие колонны на дорогах, уничтожали железнодорожные эшелоны, разрушали железнодорожные мосты. За мужество и героизм, проявленные личным составом при снятии блокады Ленинграда, 73-й пикировочно-бомбардировочный авиаполк военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота был преобразован в 12-й гвардейский.

    В феврале 1944 года старший лейтенант Юрий Хрисанфович Косенко стал заместителем командира эскадрильи.

    После ликвидации Блокады усилия морских пикировщиков были перенацелены на разгром вражеских военно-морских баз на финском берегу — Котка и Хамина, через которые шло основное снабжение войск Карельского перешейка. Гвардейцы наносили удары по этим базам, скрывавшимся там транспортам и кораблям, разрушали портовые сооружения, дороги. Ущерб, нанесенный фашистам, был весьма ощутим. Но и ряды гвардейцев таяли.

    17 мая 1944 года при очередном налете на Хамину в бою погибло четыре экипажа, в том числе Юрий Хрисанфович Косенко.

    Зам. командира эскадрильи 12-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант Юрий Хрисанфович Косенко произвел более 80 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов, живой силы и боевой техники противника, подавления артиллерийских батарей.

    31 мая 1944 ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

    Есть информация, что Юрий Хрисанфович Косенко похоронен в деревне Шепелево Ломоносовского района Ленинградской области, однако она требует уточнения.

    Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда».

    Именем Героя назван шахтинский городской Дом пионеров и школьников (в настоящее время — Дом творчества).

    Самое красивое видео о Донбассе



    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1319 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    D o n p a t r i o t . r u
     Издательство: Я патриот Донбасса.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
    Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
    .