Донбасс, порожняки не гонит. Не делится на запад и восток — он однолик, поэтому высок…
Навигация
Топ новостей
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Архив сайта
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (16)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (3)

Скляров Иван Григорьевич - Герой Советского Союза.



Скляров Иван Григорьевич - Герой Советского Союза.

Скляров Иван Григорьевич родился 12 июля 1919 года в посёлке Щемиловка, ныне в черте города Славянск Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1934 году, аэроклуб. Работал инструктором - лётчиком в аэроклубе города Херсон.

С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году Скляров Иван Григорьевич окончил ускоренный курс Херсонской военной авиационной школы лётчиков.

С марта 1943 года лейтенант Иван Григорьевич Скляров на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 193-го ИАП ( позднее ставшего 177-м ГвИАП ) сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Участвовал в битве за Днепр, в Ясско - Кишинёвской операции, в боях в Румынии, Венгрии, Чехии, Австрии.

К февралю 1944 года командир эскадрильи 193-го истребительного авиационного полка ( 302-я истребительная авиационная Кировоградская дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) старший лейтенант И. Г. Скляров совершил 135 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

1 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами,Скляров Иван Григорьевичудостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны Гвардии капитан Скляров Иван Григорьевич совершил более 220 боевых вылетов. Провёл 46 воздушных боёв, в которых лично сбил 26 самолётов противника.

После войны Иван Григорьевич Скляров продолжал служить в ВВС. В 1949 году вышел в запас. Жил в городе Казатин Винницкой области. В 1968 году успешно окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал старшим инженером в Казатинском отделении железной дороги, затем - заместителем начальника вагонного отдела Юго - Западной железной дороги.

Умер Иван Григорьевич Скляров 15 августа 1980 года. Похоронен в городе Казатин Винницкой области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями. Имя Героя носит средняя школа № 8 города Славянска.
* * *

Боевые награды Родины - это не только символы подвигов. Это и знаки личного мужества, стойкости, непреклонной воли, это нервы, пот и кровь тех, кто их заслужил. У Ивана Григорьевича Склярова, прославленного лётчика в годы Великой Отечественной войны немало боевых наград. Только с июля по декабрь 1943 года, то есть за 5 месяцев, командование 193-го истребительного авиационного полка, в котором служил тогда старший лейтенант, командир эскадрильи Иван Григорьевич Скляров , трижды представляло его к наградам - ордену Красного Знамени, ордену Отечественной войны 1-й степени и ордену Отечественной войны 2-й степени.

Скляров Иван Григорьевич родился в посёлке Щемиловка, поглощённым растущим шахтерским городом Славянском, что в Донбассе. После окончания 7 классов и аэроклуба почти 3 года работал лётчиком - инструктором в Херсонском аэроклубе. С призывом в Красную Армию был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков. В 1941 году был в числе ставших впоследствии Героями выпускников. Воевал в составе 302-й истребительной авиационной дивизии на Ла-5.

Четверть всех своих побед Иван Григорьевич Скляров одержал в один день, 14 декабря 1943 года, сбив над Днепром, в районе Знаменки, на своём Ла-5ФН сразу 6 самолётов противника - это был один из самых эффективных индивидуальных боевых дней у советских истребителей. На все уничтоженные самолёты: 2 "Лапотника" - Ju-87 в первом боевом вылете, 2 Ju-87 и 2 "Фоккера" во втором - пришли официальные подтверждения от наземных войск.

В тот день, как обычно, четвёрка истребителей Ла-5, ведомая Скляровым Иваном Григорьевичем, прикрывала наши наземные войска. Невдалеке за линией фронта комэск заметил скопление вражеских войск и техники. Решил штурмовать. Но в это время на горизонте показалась группа вражеских бомбардировщиков. Вслед за ней шла вторая. Самолёты, их было около 30, держали курс на наши позиции, неся десятки тонн смертоносного груза. Не мог Скляров пропустить эту армаду. Что бы ему это ни стоило, он заставит врагов высыпать бомбы на головы своих же вояк или вернуться.

Атака началась. Скляров Иван Григорьевич взял на себя ведущего первой группы, видно, самого опытного и смелого, ребята заходили с боков. Несколько стремительных виражей, пристрелочные очереди, и вот уже трасса пуль ложится на Ju-87. Скляров Иван Григорьевич вспыхивает, разваливается. Товарищи сбили ещё двоих, чёткий строй вражеских самолётов был нарушен, они в беспорядке заметались по небу, некоторые поворачивали обратно, сбрасывая свой груз.
Ла-5Ф из состава 177-го ГвИАП, 1943 год.


Но на подходе уже была вторая группа. И снова Скляров Иван Григорьевич направляет свой самолёт на ведущего. Тот же маневр, такая же пристрелка, и враг "клюет носом", устремляется к земле. Две группы немецких самолётов смешиваются и спасаясь, уходят назад...

Короткая передышка, заправка самолётов горючим и боеприпасами, и снова Скляров Иван Григорьевич в воздухе. На этот раз встреча произошла с бомбардировщиками, охраняемыми истребителями. Бой был жестоким и долгим. Вражеские истребители поставили мощный заслон, не подпуская советских лётчиков к своим бомбовозам. И всё - таки Скляров прорвался через этот заслон. Бомбардировщики, видно, не ждали такого и 2 из них сразу же поплатились за свою беспечность. Остальные поспешно ушли с поля боя.

Был в этот день и третий вылет. Небо "пустовало", но недолго. Из-за массы кучевых облаков вдруг, как коршуны, вынырнули "Фоккеры" и пошли на штурмовку наших передовых частей. Промедли минуту - две, и бой довелось бы вести над окопами наших воинов. Скляров бросился наперерез и первым вступил в бой с "Фокке - Вульфом". Враг оказался опытным, коварным. Он заманывал Склярова Ивана Григорьевича в образовавшийся коридор, чтобы там, с двух сторон, его ведомые прикончили русского аса. Скляров Иван Григорьевич не пошёл в этот коридор, а, взмыв вверх, насел на фашиста. С первых же прицельных выстрелов FW-190 кувыркнулся и штопором полетел к земле. Остальные вражеские самолёты, теснимые с флангов друзьями Склярова Иван Григорьевича, перестроились в оборонительное кольцо. Разорвать такое кольцо непросто: с какой стороны ни зайди - везде ты под прицельным огнём.

Но и на этот раз Скляров Иван Григорьевич перехитрил врага. Скляров Иван Григорьевич отказался от лобовой атаки и, будто подраненный, бросил машину в штопор и тут же, выйдя из него, свечой взмыл вверх и пристроился в хвост "Фоккеру", замыкавшему кольцо. Немецкие пилоты растерялись. А когда их замыкающий вспыхнул от меткой очереди Склярова, кольцо вовсе распалось, враги вынуждены были бежать.

В тот день старший лейтенант Иван Григорьевич Скляров лично сбил 6 самолётов противника, а вместе с группой - 11.

В представлении к званию Героя Советского Союза командование писало, что за 9 месяцев 1943 года старший лейтенант Иван Григорьевич Скляров произвёл 135 боевых вылетов, из которых: на разведку войск противника - 45, на прикрытие наших наземных войск - 50, на сопровождение бомбардировщиков - 28, на штурмовку войск противника - 4. За это же время провёл 28 воздушных боёв, в которых лично сбил 18 вражеских самолётов - 9 бомбардировщиков и 9 истребителей. Руководимая им эскадрилья провела 48 воздушных боёв, уничтожила 29 самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Ивану Григорьевичу Склярову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 3919 ).

А бои ещё продолжались. До окончательной Победы были ещё долгие месяцы. И на счету прославленного лётчика из Славянска был ещё не один боевой вылет, не одна смертельная схватка с врагом. Но он выстоял и победил.

Утром 20 августа 1944 года началась Ясско - Кишиневская наступательная операция частей Красной Армии. В первые же минуты наступления к линии фронта повёл группу Ла-5 командир эскадрильи 177-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии старший лейтенант Иван Григорьевич Скляров . В завязавшемся воздушном бою он сбил FW-190, одержали победу и его ведомые Гвардии лейтенант Б. М. Калинин, сбивший FW-190, и Гвардии лейтенант А. Ф. Мухин, уничтоживший Ме-109. У Калинина это была 2-я победа, у Мухина - 11-я...

Осенью 1944 года, пользуясь активной поддержкой с воздуха, советские войска прорвали оборону противника и, развивая успех заняли ряд опорных пунктов. Механизированные части вошли в прорыв, смяли заслоны врага и погнали его на северо - запад.

Лётчики - истребители 3-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса действовали на главном направлении, прикрывали полки и дивизии наступавших армий, сопровождали бомбардировщики и штурмовики при действиях по узлам сопротивления, опорным пунктам, вражеским батареям. Они стремились вывести из строя как можно больше самолётов противника, поэтому в воздухе одновременно находилось порой более 50 "Лавочкиных" и "Яковлевых", которые действовали эскадрильями и звеньями.

Архивы сохранили документ о ещё одном воздушном бое группы Гвардии старшего лейтенанта Ивана Григорьевича Склярова. Его восьмёрка сопровождала до цели и обратно две девятки бомбардировщиков 218-й авиационной дивизии. В районе вражеского опорного пункта их пытались атаковать 10 Ме-109. Гвардии капитан Иван Григорьевич Скляров приказал звену Гвардии старшего лейтенанта А. Д. Догадайло и паре Гвардии лейтенанта П. С. Олина прикрыть бомбардировщики, а сам с Гвардии лейтенантом А. Ф. Мухиным вступил в бой с Ме-109. Использовав своё выгодное положение, советские истребители пошли навстречу "Мессерам" и в завязавшемся воздушном бою сбили 3 немецких самолёта. Но главная их заслуга состояла в том, что они сберегли бомбардировщики, дали им возможность выполнить боевое задание.

К концу войны командир эскадрильм 177-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан Иван Григорьевич Скляров произвёл более 220 успешных боевых вылетов на Ла-5 и Ла-7. Участвуя в 46 воздушных боях, он лично сбил 26 самолётов противника.

В газете "Красная Звезда" от 14 января 1945 года была опубликована такая заметка:


[ Следует отметить, что лётчики 177-го Гвардейского ИАП летали не на "Яковлевых", а на "Лавочкинах". ]

В 1949 году Иван Григорьевич демобилизовался. Жил и работал в городе Казатин Винницкой области. В 1968 году окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал заместителем начальника вагонного отдела Юго - Западной железной дороги.

Самое красивое видео о Донбассе



Другие новости по теме:
Просмотров: 914 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
Опрос сайта
Считаете ли Вы себя патриотом Донбасса

Панель управления
Регистрация | Напомнить?






  Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Бесплатная библиотека
Дизайн Вашего сайта
Рейтинг@Mail.ru
D o n p a t r i o t . r u
 Издательство: Я патриот Донбасса.
 Верстка: Raven Black
 Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
 Адрес: ДНР, г. Донецк, Донецкий краеведческий музей ул.Челюскинцев, 189а
 Соцсети: ВК, ОК, Facebook
 Периодичность: всегда с Вами
 Цена: информация беcценна
 Сайт работает до последнего посетителя.
Цель сайта donpatriot.ru рассказать о славной истории городов и поселков Донецкого края, об известных жителях региона. Распространяя информацию о донетчине, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего региона. Гордитесь нашей историей, любите Донбасс.
Сделаем Донбасс лучшим совместными усилиями
.